Она входит в перечень олимпиад, по результатам которых школьники могут поступить в вузы без экзаменов. Организатор олимпиады — Высшая школа экономики, в Новосибирске НГУЭУ является единственной очной площадкой для ее проведения. В этом году на площадке НГУЭУ пишет олимпиаду 571 участник. Ребята приезжают к нам из Алтайского края, Кемеровской области, Бурятии, Иркутской области, Красноярского края, Сахи (Якутия) и Хакасии.
Принять участие в олимпиаде могут учащиеся 7-11 классов по любому интересующему профилю. Дипломанты 11 класса получают возможность поступать в вузы РФ без вступительных испытаний и получают 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Дипломанты 7-10 классов получают право принять участие сразу в заключительном этапе олимпиады в следующем году.
В этом году проводить «Высшую пробу» к нам приехали два представителя из ВШЭ — доцент факультета креативных индустрий, академический руководитель образовательной программы «Медиаменеджмент» Татьяна Магера и преподаватель факультета компьютерных наук, заместитель руководителя Центра проектирования образовательных моделей Татьяна Лобок. Мы поговорили с ними о том, какое значение имеет эта олимпиада для них, а также узнали у начальника отдела организации приемной кампании НГУЭУ Дарьи Смоляковой, какие возможности дают абитуриентам Новосибирска эта и другие олимпиады на базе нашего университета.
Корр.: В чем значимость проведения олимпиады для Высшей школы экономики, для Вас лично?
Т. Магера: Для Высшей школы экономики олимпиада — это возможность привлечь особенно одаренных детей, но не только. Приезжая в регионы, мы стараемся показать ребятам тот уровень, к которому можно стремиться, те пути, по которым они могут идти и развиваться. Возможность поступать в университет без ЕГЭ, сразу быть зачисленным по результатам олимпиады стимулирует многих ребят. Россия очень большая, и в регионах бывают такие талантливые дети, которым очень важно давать импульс для развития, показывать, что мы готовы в них вкладываться и помогать.
Т. Лобок: Все наши сотрудники заинтересованы в том, чтобы набрать замечательных школьников, которые не просто трудились в обычном режиме и проходили обычную программу, а дополнительно занимались, искали какие-то дополнительные пути развития. Мы приветствуем таких активных студентов и очень любим с ними работать. Я всегда люблю выезжать в разные города, смотреть на этих ребят, они активны, позитивны, с ними очень интересно. Кроме того, такие поездки позволяют «выдернуть» себя из повседневной работы и посмотреть, как люди живут вне Москвы. Все-таки Москва специфическая и по темпу жизни, и по включенности в учебный процесс. Здесь ребята, по-моему, вообще перестают в школах отдыхать, у меня самой дети — школьники, и я это сильно ощущаю. Когда приезжаешь на места, появляется вот это понимание, что у тебя среди первокурсников не только москвичи, но и те, кто приехал из регионов, иногда даже из очень маленьких городов, и их нужно понемногу, постепенно включать в ритм столицы.
Корр.: Случались ли какие-то интересные истории на олимпиадах?
Т.Л.: Интересная история у меня была один раз в Пензе, когда мы приехали на встречу с абитуриентами со всего региона. У нас баллы для поступления на бюджет — 304−310 на разных образовательных программах. И когда я озвучивала эти цифры ребятам, у них округлялись глаза. Многие из них вообще не понимали, как возможно набрать 304 балла из 300. И мне было очень интересно объяснять им, что это возможно, это здорово, к этому нужно стремиться, тем более там были и восьмиклассники, и девятиклассники, у которых еще было время подсобраться и проработать свою стратегию. И, соответственно, я им как раз рассказывала, что можно через Олимпиады проходить вот этот уровень баллов и получать возможность поступить в «вышку» бесплатно. Помимо олимпиады, учитываются и другие личные достижения: можно сдавать нормы ГТО, волонтерить. На разные образовательные программы по определенным правилам можно набрать плюс 10 дополнительных баллов, нужно смотреть конкретные условия на каждой.
Корр.: Многие ли приходят поступать в Высшую школу экономики после олимпиады?
Т.М.: Олимпиада анонимная, ее пишут с одними преподавателями, проверяют другие, поэтому сразу мы этого не знаем и можем вновь встретить этих ребят, только когда они к нам уже поступают. Точных цифр я не назову, но могу сказать о своем направлении. Я руковожу магистратурой, направлением медиа-менеджмента, к нам приходят победители уже другой олимпиады — «Высшая лига». Каждый год 2−3 победителя «Высшей лиги» поступают на мою программу. В бакалавриате часто бывает так, что все бюджетные места занимают победители Всероссийской олимпиады школьников и нашей. Это сразу отличает группу, у победителей олимпиад другие требования, они осознанно подходят к обучению и понимают, чего хотят от учебы.
Т.Л.: Я обучаю студентов управлению проектами. На нашем факультете практически все бюджетники — участники олимпиад, а их больше половины на программах, поэтому, условно, если на программе 300 человек, то можно считать, что 150 из них будут олимпиадниками или стобалльниками по ЕГЭ. Ребята приходят очень умные, из участников олимпиад формируются отдельные группы, мы стараемся им давать топ-задания, потому что им не всегда будет интересно в умеренных группах. Но при этом остается и другая важная задача — не перегрузить. Потому что они-то умные, они стараются, но лишняя нагрузка только в депрессию может ввести.
Корр.: Получается, бывали случаи выгорания талантливых ребят?
Т.Л.: Проблема выгорания характерна для нынешнего времени, и конечно, с этой темой у нас в университете и психологи работают, и менеджеры обучаются дополнительным компетенциям, как работать со студентами. Активное обучение всегда связано со стрессом, и не все умеют с ним справляться. Ручки на экзаменах кто-то сгрызает, были случаи, когда кто-то на вступительных испытаниях пальцами щелкал и травмировался. Это стресс, от него никуда не денешься, нужно учиться им управлять. Мы стараемся с этой темой работать, показывать ребятам: смотрите, мы все открыты, приходите, всегда можно решить проблемные вопросы, главное, не затягивать с этим.
Корр.: Что бы вы посоветовали школьникам: как вести себя перед поступлением в вуз, как строить свою стратегию?
Т.Л.: Школьникам можно посоветовать побольше участвовать в олимпиадах, причем начинать максимально рано. Тогда с каждым годом эта форма работы будет становиться все более знакомой и спокойной, к 11 классу он будет себя уже уверенно чувствовать и напишет Олимпиаду максимально хорошо для себя.
Т.М.: Задания прошлых лет выкладываются на сайте, их можно смотреть, по ним нужно готовиться. Олимпиады в любом случае требуют самостоятельной подготовки, и в процессе человек понимает, что это больше, чем школьная программа, что можно по-другому смотреть на свое обучение. Мне кажется, что важна и сама возможность поучаствовать в самых разных траекториях олимпиады. У нас вчера была девочка, я уже знаю её по имени и по фамилии, она приходит на разные дисциплины, в третий раз пишет, и я вижу, что она уже уверенно себя чувствует. У кого-то есть амбиции — непременно победить, все стоит на кону, особенно в 11 классе. А она приходит уже с 9 класса, пробует себя, смотрит, где она будет сильнее. Это же тоже хорошо, это тоже эксперимент, найти себя, попробовать, понять, «про что я».
Корр.: А студентов вы обычно на что настраиваете, как советуете готовиться к будущей карьере?
Т.Л.: Студентов мы настраиваем на то, чтобы они поменьше переживали и побольше уделяли внимание дедлайнам, потому что очень часто тайм-менеджмент самих ребят страдает. Нередко в школьное время многое за ребят решают родители, и когда студенты приходят в вуз, где они более свободны, многие уезжают от родителей, у кого-то очень тяжело с тем, чтобы выровнять свой график, вовремя успеть сдать какое-то задание. В Высшей школе экономики и заданий много, и сессий аж четыре, а не две, как в обычных вузах. Привыкнуть нелегко. И мы всегда настраиваем студентов: вам дали задание — сразу отметьте у себя в календаре, где и что вам нужно сдавать, какие сроки, посмотрите объем. Потому что порой дается задание на неделю, и по-хорошему его надо выполнять всю неделю хотя бы чуть-чуть. Конечно, стараемся максимально комфортно погружать их в образовательную среду, подсказываем, помогаем.
Т.М.: Я бы посоветовала молодежи учиться быстро ориентироваться и задавать правильные вопросы. И, наверное, не бояться экспериментировать, потому что весь наш современный мир — про эксперименты, быструю перестройку и адаптацию. Может быть, кто-то попробует учиться в одном месте, а потом поймет: «Это не мое», — нужно не бояться перевестись. Это сложнее, но эффективнее. Экспериментировать можно во многом: что, если попробовать решить ту же задачу иначе? Полезно и в обыденной жизни искать альтернативные варианты. Как я могу это все успеть? А что я могу еще сделать? А как иначе я могу поступить? И так далее. Это универсальный навык, он пригодится потом во многих областях жизни.
Корр.: Вы сами выбрали для поездки Новосибирск в этом году? Если не секрет, почему?
Т.Л.: Для меня в этот раз это было скорее экстренное решение, но Новосибирск и Сибирь я давно хотела посмотреть, никак не получалось, а тут представилась возможность. Университет показался уютным, со своей атмосферой, спокойно, тихо. Да и сам город, конечно, чистым белым снегом поразил.
Т.М.: У нас есть возможность выбора, в какой регион приехать. Когда-то я жила некоторое время в Новосибирске, здесь у меня родственники и друзья, поэтому на этот раз хотелось поехать в родную Сибирь. Будем мы не только в НГУЭУ, в программе всегда есть какие-то профориентационные встречи для школьников, в субботу мы проведем встречу в «Лицее Интеграл» в Академгородке, будем рассказывать про образовательные траектории ВШЭ.
После беседы эксперты встретили делегации школьников и начали работу в классах, а мы поговорили с начальником отдела организации приемной кампании НГУЭУ Дарьей Смоляковой.
— Мы организуем подобные мероприятия не первый год, — рассказала она. — Олимпиады способствуют развитию интереса к предметам и углубленному пониманию учебного материала. Задачи, предлагаемые на олимпиадах, часто требуют нестандартного мышления и креативного подхода. Это стимулирует учащихся исследовать темы более глубоко, чем это предусмотрено школьной программой. Олимпиады создают атмосферу здоровой конкуренции, что может мотивировать школьников к более серьезному отношению к учебе. Стремление к победе и признанию со стороны сверстников и учителей вдохновляет на достижение новых высот.
При этом, конечно, не все участники становятся победителями, не все готовы ехать учиться в Москву. Победители и призёры «Высшей пробы» могут поступить в НГУЭУ без вступительных испытаний, а участники получить дополнительные баллы при поступлении.
НГУЭУ тесно сотрудничает с крупными столичными вузами. Совсем скоро к нам приедут представители Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, олимпиада которого проводится по семи профилям, четыре из которых (экономика, финансовая грамотность, русский язык, иностранный язык) включены в Перечень олимпиад школьников МОН РФ, дающих льготы при поступлении в вузы РФ.
Также мы являемся площадкой «Финатлона» — Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, устойчивому развитию и защите прав потребителей финансовых услуг. Организатор этой олимпиады — Национальный институт финансовых рынков и управления (НИФРУ), она поддерживается Минфином РФ, Банком России и Минобрнауки РФ.
О полном списке олимпиад и активностей, которые учитываются при поступлении абитуриентов в НГУЭУ, можно узнать на сайте https://nsuem.ru/entrance/bachelor/b-achievements/ или по телефону приемной комиссии +7 383 2 110 500
Интервью и комментарии, Для будущих студентов и слушателей, Конференции, семинары, олимпиады, На главную