НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Лента новостей

Блог ректора: Четыре предложения губернатору

03.02.2020
Блог ректора: Четыре предложения губернатору
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, какие идеи университет выдвинул для обсуждения к заседанию рабочей группы Государственного совета РФ «Образование и наука», которую возглавляет губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников.

Блог ректора 03.02.2020.jpg

Недавно Новосибирскую область посетил Президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев, а также состоялось заседание Совета ректоров вузов Новосибирска, в работе которого принял участие губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников. Оба эти события были во многом посвящены подготовке к заседанию Государственного совета РФ «Образование и наука», который состоится на этой неделе. Мы обсуждали место и роль, которые должны занять научные организации и вузы, а также стратегические решения, которые необходимо принять в контексте Послания Президента РФ Федеральному собранию по развитию образования и науки и поддержки региональных вузов.


Наш вуз сформулировал и направил Андрею Александровичу Травникову четыре предложения, связанные с серьезными проблемами большинства региональных вузов, которыми я хотел бы сегодня поделиться и с вами:



Первая проблема — отток талантливых и сильных абитуриентов в столичные вузы. Абитуриенты с высокими баллами со всей России массово уезжают в Москву и Санкт-Петербург, полагая — возможно, справедливо, — что там образование лучше. Для некоторых это, действительно, решающий фактор, а некоторые не прочь были бы остаться в регионе, но уезжают за более доступным образованием — как это ни парадоксально! Дело в том, что в столичных вузах обучение стоит дороже, но при этом количество бюджетных мест гораздо выше, чем в регионах (а нам на некоторые направления их не выделяют вообще). Таким образом, в Москве или Петербурге у сильного абитуриента есть шанс поступить на бюджет на интересующее его направление подготовки. Конечно, вероятность возвращения такого выпускника в регион невысока. Возможно, в Новосибирск они еще и вернутся, а вот в небольшие города — вряд ли.

В связи с этим у нас возникло предложение ввести «студенческий капитал» — некий аналог материнского капитала. Мы предлагаем выдавать абитуриентам, набравшим в сумме трех ЕГЭ не менее 270 баллов (то есть, в среднем 90 баллов за один экзамен), сертификаты для оплаты обучения в региональном вузе. Должен ли это быть любой региональный вуз или только вуз того региона, где абитуриент окончил школу, — это вопрос для обсуждения.

Да, в России уже есть формат целевых направлений на обучение, но они не каждому абитуриенту подходят — ведь после обучения по ним нужно три года отработать, а наша идея предоставляет полную свободу для дальнейшего трудоустройства. Мы считаем, что это станет реальной поддержкой региональных абитуриентов, механизмом закрепления квалифицированных кадров на местах, что прямо связано с поручением Президента РФ, сформулированном в его Послании Федеральному собранию от 15.01.2020 года о развитии региональных вузов.

Второе наше предложение связано с оценкой вузов на основе отдачи на вложенный капитал. Это давняя проблема, я не раз писал о ней в своем блоге. Дело в том, что после начавшейся в 2014 году стратификации вузов (национально-исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы и «прочие») все вузы получили очень разные объемы финансирования. И сегодня уже совершенно очевидно, что некоторые вузы и без огромного бюджетного финансирования смогли сделать серьезный качественный рывок. Так почему бы при оценке их работы не учесть этот факт и не начать оценивать и поощрять вузы в соответствии с теми ресурсами, которые они получили и результатами, которые при этом показали? Это, кстати, касается не только финансирования, но и распределения других ресурсов — тех же бюджетных мест: ведь когда у вуза много бюджетных мест, ему легче показать высокий средний балл по итогам приемной кампании.

Я был приятно удивлен, когда на заседании Совета ректоров вузов Новосибирска эту же тему поднял ректор Сибстрина Юрий Леонидович Сколубович — значит, это не только мое мнение, его разделяют и другие представители профессионального сообщества.

Третье предложение связано со стоимостью обучения в вузе. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: государство, выделяя бюджетные места на заочную и очно-заочную формы обучения, финансирует эти места заведомо ниже себестоимости обучения одного студента. Например, обучение студента на очной форме обучения составляет 100 000 руб. Заочная форма обучения финансируется с коэффициентом 10% к очной форме, то есть 10 000 руб., для очно-заочной формы коэффициент составляет 25%. Очевидно, что для вузов такая ситуация убыточна. Мы предлагаем изменить нормативы финансирования на студентов: на заочную форму обучения в размере 25% вместо 10% от очной формы обучения, на очно-заочной форму обучения — 50% вместо 25% от очной формы обучения. Иначе вузам в принципе невыгодно иметь бюджетные места на заочную и очно-заочную форму обучения, а сокращение этих форм обучения будет негативно сказываться на доступности образования для жителей малых городов и сел, а также для граждан с невысокими доходами.

И четвертое предложение — по включению вузов в региональную повестку. Президент РФ Владимир Владимирович Путин подчеркнул необходимость активной работы администраций субъектов Федерации с региональными вузами. НГУЭУ уже имеет опыт такой работы с Правительством Новосибирской области и муниципалитетами в рамках проекта «Дай тему!»: органы государственного и муниципального управления, с которыми мы взаимодействуем, периодически формируют открытый список актуальных тем, исходя из проблем, которые они решают, а аспиранты, магистранты и студенты используют данный список для определения тем диссертаций, дипломных работ, рефератов. Это позволяет повысить практикоориентированность высшего образования, появляется системная возможность привлекать научно-педагогических работников и студентов к решению значимых для региона задач.

Мы предлагаем расширить такую практику сотрудничества: поручить ежегодно запрашивать у всех органов исполнительной государственной власти актуальные темы, формировать и публиковать на сайте Правительства Новосибирской области сводный перечень тем, рекомендованных для использования в образовательном процессе и научной работе вузов Новосибирска.

Мы надеемся, что наши предложения будут рассмотрены на заседании Государственного совета РФ «Образование и наука» и получат возможность для реализации.

Я — за развитие системы образования и поддержку региональных вузов!

Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, Для СМИ, Для государственных органов, На главную
1/1
  • 07.05.2025 14:00:00 Поздравление ректора Павла Новгородова с 80-летием Победы
  • 07.05.2025 12:00:00 История Победы и связь поколений: памятные мероприятия НГУЭУ к 80-летию Победы
  • 07.05.2025 День Победы 9 мая: освобождение Севастополя в 1944 году и капитуляция Германии в 1945 году
  • 07.05.2025 В НГУЭУ прошла Региональная транссибирская олимпиада по русскому языку и обществознанию
  • 07.05.2025 Выпускники МВА, поделитесь своим мнением — ваш голос формирует рейтинг!
  • 06.05.2025 В Новосибирске идет поиск новых путей патриотического просвещения
  • 06.05.2025 «Мы — патриоты России»: молодежный форум, посвященный Дню Победы
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Кристину Юшину с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Вячеслава Шумкова с с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 05.05.2025 «Мы о войне стихами говорим»: литературный вечер в научной библиотеке
  • 05.05.2025 «Всегда поймут и выслушают»: как завершился мотивационный курс для подростков «Ты больше, чем ты есть»
  • 05.05.2025 Выпускник Высшей школы бизнеса НГУЭУ — победитель всероссийского конкурса
  • 30.04.2025 В НГУЭУ прошла межвузовская студенческая интеллектуальная игра для иностранцев
  • 30.04.2025 Студенты НГУЭУ познакомили новосибирцев с традициями народов мира на «Интернеделе»
  • 30.04.2025 Встречи поколений: откровенные разговоры с героем спецоперации
  • 30.04.2025 «Научный полк»: Штурм Рейхстага и история Павла Сидоренко
  • 30.04.2025 Делегация Синьцзянского университета посетила НГУЭУ
  • 29.04.2025 Получить миллион, не выходя из университета: конкурс «Студенческий стартап»
  • 29.04.2025 День Донора в НГУЭУ
  • 29.04.2025 Международный форум по экономической безопасности в НГУЭУ объединил гостей из шести стран
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты