НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Медиа
  •  > 
  • Лента новостей

Блог ректора: От «мечталок» к планам

13.01.2020
Блог ректора: От «мечталок» к планам
Ректор НГУЭУ Александр Новиков об особенностях национального планирования и способах преодолеть негативный опыт и составить реалистичный план.

Блог ректора 13.01.2020.jpg

Завершился первый семестр 2019-2020 года, и на прошлой неделе я провел расширенную планерку, на которой рассказал, как я оцениваю промежуточные итоги работы факультетов, кафедр и административных подразделений НГУЭУ. Традиционно я делаю это по принципу «светофора», раскрашивая оценки в три цвета: зеленый — это хорошо (есть еще жирный зеленый — супер-хорошо), оранжевый — удовлетворительно и красный — плохо. Я делаю это для того, чтобы «сверить часы», дать сигнал сотрудникам, чтобы они знали, как я оцениваю их работу, и обозначить главные задачи следующего семестра. Эта практика базируется на основном принципе организации деятельности — «планирование + контроль».


Вообще, надо сказать, что у нас в России идея плановых расчетов — давняя, она внедрена в общественное сознание. Но проблем от этого не меньше, многие признают необходимость планирования, но планировать не умеют.



Например, когда я учился в Новосибирском государственном университете, нам говорили, что основное отличие экономики СССР от экономики капиталистических стран в том, что у нас экономика плановая, а у них — хаотичная. Но были среди преподавателей и те, кто на конкретных примерах и расчетах показывал, что хаоса и в советской экономике немало: оказывается, ни одна пятилетка в Советском Союзе не была выполнена в соответствии с плановыми показателями, хотя официально утверждалось обратное. Кстати, это позволило мне выработать навык проверки утверждений: давайте сравним, что обещали и что получилось. Мне такой подход в жизни очень помогает.

Аналогичная ситуация и в современной России: если сравнить Стратегию развития России-2020 с тем, что получилось в итоге, результат существенно отличается от плана. Значит, проблема в самом планировании, в точности методов прогнозирования результатов, организации работы по достижению поставленных целей, в своевременной, при необходимости, корректировке планов.


Это серьезная управленческая проблема, ведь сегодня повсеместно принимаются региональные проекты как аналог или декомпозиция национальных проектов, каждый субъект Российской Федерации разрабатывает стратегию развития своего региона и рискует наступить на те же грабли, что в свое время Советский Союз, ведь реалистичный план отличается от обычных «мечталок».



Мы в НГУЭУ тоже столкнулись с такой проблемой и приступили к поиску ее решения. Один из ключевых принципов системы планирования, которую мы внедряем, заключается в том, чтобы каждая позиция была подкреплена источником финансирования.

До недавнего времени было так:

— Мы хотим провести мероприятие в вузе!
— Хорошо, а кто плательщик?
— Известно, кто: деньги должна выделить администрация университета.

Или:

— А давайте проведем мероприятие в области!
— Давайте, а кто плательщик?
— Известно, кто: правительство области.

При этом правительство области не знает о наших мероприятиях и конечно, их не финансирует.

В итоге часто планы разбивались об отсутствие ресурсов и неумение находить альтернативы. А их, на самом деле, может быть множество. Например, если это план работы кафедры, то источником финансирования может быть фонд факультета, университета или же доходы самой кафедры — гранты, хоздоговорные работы, ресурсы, полученные от партнеров. То есть у нас есть централизованный источники финансирования, но каждый пункт плана проходит децентрализацию и сопоставляется с теми приоритетными проектами развития вуза, о которых я традиционно рассказываю на собрании коллектива перед началом учебного года.

Что я вижу в последнее время? Наши сотрудники, наконец-то, начали понимать принципы формирования бюджета подразделения и его работы в целом: если ты не можешь доказать необходимость расходов на свое мероприятие в рамках приоритетных проектов вуза или инициировать новый полезный для вуза проект, то финансирования не будет. Кто-то вычеркивает пункты из плана, кто-то ищет альтернативные источники средств.

Я уверен, что это своеобразное «обучение» планированию, которое проходят наши сотрудники, пригодится им в жизни — и при организации работы в НГУЭУ или в другой организации, и при планировании личных задач.

Эту идею мне хотелось бы передать и студентам: чтобы добиться успеха в жизни, нужно уметь строить планы, расставлять приоритеты, искать и распределять ресурсы. Например, студент поступил на направление бакалавриата, в 21 год он получит диплом. А что дальше? Чем раньше он это поймет, тем эффективнее выстроит свою работу. Первый вопрос, на который я бы посоветовал найти ответ: «Что меня ждет в 25 лет?». Это не очень большой горизонт планирования, 5-7 лет, если начинать планировать на первом курсе университета, но 25 лет — важный возраст, когда уже можно оценивать первые взрослые решения и хорошо бы сформировать к этому времени фундамент для дальнейших действий.

Допустим, наш студент хочет в 25 лет получить степень кандидата наук. Реально ли это? Вполне. Что для этого нужно сделать? После бакалавриата поступить в магистратуру, к 23 годам окончить ее. Магистерскую диссертацию можно писать в стандартах кандидатской (а сбор информации можно начать еще на этапе написания курсовых работ и диплома). Если сделать все качественно, то можно достаточно быстро выйти на защиту в аспирантуре — и в 25 лет действительно стать молодым кандидатом наук. А это открывает много возможностей!


Казалось бы, отличный план! Но на данном этапе он скорее из разряда «мечталок», о которых я писал выше. Чтобы он стал планом, нужно ответить на тот же вопрос: «А кто плательщик?»



Кто будет до 25 лет кормить будущего кандидата наук? Где он будет жить? На этом этапе можно собрать семейный совет и либо получить финансирование от родителей, защитив свой «бизнес-план», либо понять, что в семье таких возможностей нет и необходимо искать ресурсы. Допустим, родители могут оплатить только обучение на бакалавриате, после этого у вас уже есть профессия — вы можете совмещать учебу с работой, почему нет? Например, я учился в аспирантуре заочно, потому что мне нужно было работать, но защитить диссертацию я очень хотел. И успешно сделал это дважды, став кандидатом, а затем и доктором наук.

В общем, в любой ситуации — и в рабочей, и в личной, — главное определить цель и правильно рассчитать траекторию движения и необходимые ресурсы на пути к реализации выдвинутой цели. Начало календарного года — самое подходящее время, чтобы этим заняться.

Я — за систему планирования!

Лента новостей, Блог ректора, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, На главную
1/1
  • 07.05.2025 14:00:00 Поздравление ректора Павла Новгородова с 80-летием Победы
  • 07.05.2025 12:00:00 История Победы и связь поколений: памятные мероприятия НГУЭУ к 80-летию Победы
  • 07.05.2025 День Победы 9 мая: освобождение Севастополя в 1944 году и капитуляция Германии в 1945 году
  • 07.05.2025 В НГУЭУ прошла Региональная транссибирская олимпиада по русскому языку и обществознанию
  • 07.05.2025 Выпускники МВА, поделитесь своим мнением — ваш голос формирует рейтинг!
  • 06.05.2025 В Новосибирске идет поиск новых путей патриотического просвещения
  • 06.05.2025 «Мы — патриоты России»: молодежный форум, посвященный Дню Победы
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Кристину Юшину с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Вячеслава Шумкова с с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 05.05.2025 «Мы о войне стихами говорим»: литературный вечер в научной библиотеке
  • 05.05.2025 «Всегда поймут и выслушают»: как завершился мотивационный курс для подростков «Ты больше, чем ты есть»
  • 05.05.2025 Выпускник Высшей школы бизнеса НГУЭУ — победитель всероссийского конкурса
  • 30.04.2025 В НГУЭУ прошла межвузовская студенческая интеллектуальная игра для иностранцев
  • 30.04.2025 Студенты НГУЭУ познакомили новосибирцев с традициями народов мира на «Интернеделе»
  • 30.04.2025 Встречи поколений: откровенные разговоры с героем спецоперации
  • 30.04.2025 «Научный полк»: Штурм Рейхстага и история Павла Сидоренко
  • 30.04.2025 Делегация Синьцзянского университета посетила НГУЭУ
  • 29.04.2025 Получить миллион, не выходя из университета: конкурс «Студенческий стартап»
  • 29.04.2025 День Донора в НГУЭУ
  • 29.04.2025 Международный форум по экономической безопасности в НГУЭУ объединил гостей из шести стран
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты