29.01.2018
Не так давно в СМИ появилась информация о том, что Банк России разрабатывает кодекс этического поведения участников финансового рынка. Почитать об этом подробнее можно, например, здесь.
На финансовом рынке существует несколько методов регулирования: техническое, институциональное, функциональное. И все эти разговоры о том, что необходим какой-то свод правил, который регулировал бы этические аспекты взаимодействия участников рынка между собой и с клиентами, — они, в общем-то, не новы. За рубежом есть целая концепция — Правила корпоративного управления. У нас в свое время Федеральная комиссия по ценным бумагам тоже разрабатывала их аналог — Правила корпоративного поведения. Эти правила до сих пор действуют, и отдельные участники финансового рынка их соблюдают.
Но есть и положительные примеры. Например, когда я руководил Сибирской фондовой биржей, я открыл два счета в разных банках: на одном хранились деньги клиентов, а на другом — деньги биржи как хозяйствующего субъекта. То есть я, используя ручное управление, регулировал денежные потоки, чтобы у биржи не было соблазна «залезть в карман клиента». Главный бухгалтер биржи после проведения торгов всегда говорила: «Давайте сначала посчитаем, какую комиссию должна получить биржа». Мы рассчитывали комиссию, сразу со счета расчетной палаты перечисляли деньги на счет биржи, а дальше уже продолжали клиринг — подведение итогов торгов и определение того, кто, кому и сколько должен. Таким образом, биржа сразу отделяла деньги клиентов от денег биржи, и не было возможности взять клиентские деньги для организации оперативной деятельности и собственного развития.
Конечно, о необходимости регламентирования отношений на финансовом рынке заговорили не только сейчас. На разных уровнях и в разных форматах эта работа велась уже давно, выдвигались различные предложения. Например, еще Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал указ о создании Центрального депозитария — единого хранилища информации обо всей имеющейся в России собственности (обо всех владельцах акций, паев и т.п.). Но процессы, связанные с тем, чтобы рынок стал белым и прозрачным, у нас в стране идут очень медленно. Так, Центральный депозитарий был создан, спустя 15 лет. Это, конечно, сдерживало развитие финансового рынка в России, потому что добросовестный покупатель мог приобрести финансовые инструменты, которые на самом деле продавцу не принадлежали. Аналогичная ситуация наблюдалась, например, на рынке недвижимости, только на финансовом рынке стоимость сделок была в разы выше — и нарушения, естественно, снижали доверие к системе.
Приведу еще один пример. Был период, когда я и мои коллеги имели собственный бизнес. При этом наша компания являлась участником внешнеэкономической деятельности. На счет нашей компании поступали платежи в валюте и нам необходимо было продать валюту и получить рубли. Операции проводились через брокера на Московской бирже. Правило брокерского обслуживания гласит: «Сначала нужно выполнить заявки клиента, а затем собственные заявки брокера». Обычно валюта нашей компании продавалась ниже курса Московской биржи. На вопрос, почему так происходит, брокер говорил, что так бывает, выбрали неудачное время, но когда мы смотрели динамику торгов, оказывалось, что цена продажи, показанная брокером в выписке, не соответствовала той, которая была в это время на бирже. У нас было два выхода: сменить брокера или смириться с ситуацией; всё взвесив, мы выбрали второй вариант — валютные обороты были не очень большими, мы по сути ничего не теряли. Но интересен сам факт неудачного взаимодействия компании и брокера. И, наверное, нарушение брокером правил совершения операций с клиентом.
Эта ситуация, замечу, произошла со мной — с человеком, который разбирается в устройстве финансового рынка и может понять, что происходит с его деньгами. А сегодня достаточно много усилий прилагается для того, чтобы привлечь на рынок малый и средний бизнес, а также физических лиц — это в большинстве своем неквалифицированные участники, которые совершенно не понимают, как всё устроено на финансовом рынке, какие процессы там происходят и как на это можно повлиять. Конечно, и Банк России, и Министерство финансов РФ уделяют большое внимание повышению финансовой грамотности россиян, одну из таких программ наш университет даже будет реализовывать совместно с Банком России. Также мы активно работаем в этом направлении с Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области. Но помимо этого важно, чтобы и рынок был прозрачным, чтобы правила игры были четкими, а все их нарушения отражались на репутации недобросовестного финансиста. Поэтому я положительно оцениваю инициативу Банка России разработать кодекс этики участников финансового рынка и надеюсь, что она будет реализована в 2018 году, как и предполагается.
Я — за прозрачность операций на финансовом рынке!
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему Банк России выступил с инициативой создания кодекса этики финансистов и в чем ее важность.
Не так давно в СМИ появилась информация о том, что Банк России разрабатывает кодекс этического поведения участников финансового рынка. Почитать об этом подробнее можно, например, здесь.
На финансовом рынке существует несколько методов регулирования: техническое, институциональное, функциональное. И все эти разговоры о том, что необходим какой-то свод правил, который регулировал бы этические аспекты взаимодействия участников рынка между собой и с клиентами, — они, в общем-то, не новы. За рубежом есть целая концепция — Правила корпоративного управления. У нас в свое время Федеральная комиссия по ценным бумагам тоже разрабатывала их аналог — Правила корпоративного поведения. Эти правила до сих пор действуют, и отдельные участники финансового рынка их соблюдают.
На этапе зарождения финансового рынка в России было особенно много неприятных историй. Можно привести массу примеров из начала 90-х, когда деньги принимали, а потом не возвращали. Компании или граждане доверяли свои средства финансовым институтам, а те вместо того, чтобы инвестировать, использовали их для организации собственной работы. И регулирование этих процессов было на совести собственников и топ-менеджеров финансовых институтов.
Но есть и положительные примеры. Например, когда я руководил Сибирской фондовой биржей, я открыл два счета в разных банках: на одном хранились деньги клиентов, а на другом — деньги биржи как хозяйствующего субъекта. То есть я, используя ручное управление, регулировал денежные потоки, чтобы у биржи не было соблазна «залезть в карман клиента». Главный бухгалтер биржи после проведения торгов всегда говорила: «Давайте сначала посчитаем, какую комиссию должна получить биржа». Мы рассчитывали комиссию, сразу со счета расчетной палаты перечисляли деньги на счет биржи, а дальше уже продолжали клиринг — подведение итогов торгов и определение того, кто, кому и сколько должен. Таким образом, биржа сразу отделяла деньги клиентов от денег биржи, и не было возможности взять клиентские деньги для организации оперативной деятельности и собственного развития.
Конечно, о необходимости регламентирования отношений на финансовом рынке заговорили не только сейчас. На разных уровнях и в разных форматах эта работа велась уже давно, выдвигались различные предложения. Например, еще Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал указ о создании Центрального депозитария — единого хранилища информации обо всей имеющейся в России собственности (обо всех владельцах акций, паев и т.п.). Но процессы, связанные с тем, чтобы рынок стал белым и прозрачным, у нас в стране идут очень медленно. Так, Центральный депозитарий был создан, спустя 15 лет. Это, конечно, сдерживало развитие финансового рынка в России, потому что добросовестный покупатель мог приобрести финансовые инструменты, которые на самом деле продавцу не принадлежали. Аналогичная ситуация наблюдалась, например, на рынке недвижимости, только на финансовом рынке стоимость сделок была в разы выше — и нарушения, естественно, снижали доверие к системе.
На данный момент уже достаточно много сделано, но этическая сторона взаимодействия между участниками финансового рынка по-прежнему зачастую определяется только личными убеждениями. И то, что Банк России с позиции регулятора решил вмешаться в этот вопрос — на мой взгляд, очень правильно.
Приведу еще один пример. Был период, когда я и мои коллеги имели собственный бизнес. При этом наша компания являлась участником внешнеэкономической деятельности. На счет нашей компании поступали платежи в валюте и нам необходимо было продать валюту и получить рубли. Операции проводились через брокера на Московской бирже. Правило брокерского обслуживания гласит: «Сначала нужно выполнить заявки клиента, а затем собственные заявки брокера». Обычно валюта нашей компании продавалась ниже курса Московской биржи. На вопрос, почему так происходит, брокер говорил, что так бывает, выбрали неудачное время, но когда мы смотрели динамику торгов, оказывалось, что цена продажи, показанная брокером в выписке, не соответствовала той, которая была в это время на бирже. У нас было два выхода: сменить брокера или смириться с ситуацией; всё взвесив, мы выбрали второй вариант — валютные обороты были не очень большими, мы по сути ничего не теряли. Но интересен сам факт неудачного взаимодействия компании и брокера. И, наверное, нарушение брокером правил совершения операций с клиентом.
Эта ситуация, замечу, произошла со мной — с человеком, который разбирается в устройстве финансового рынка и может понять, что происходит с его деньгами. А сегодня достаточно много усилий прилагается для того, чтобы привлечь на рынок малый и средний бизнес, а также физических лиц — это в большинстве своем неквалифицированные участники, которые совершенно не понимают, как всё устроено на финансовом рынке, какие процессы там происходят и как на это можно повлиять. Конечно, и Банк России, и Министерство финансов РФ уделяют большое внимание повышению финансовой грамотности россиян, одну из таких программ наш университет даже будет реализовывать совместно с Банком России. Также мы активно работаем в этом направлении с Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области. Но помимо этого важно, чтобы и рынок был прозрачным, чтобы правила игры были четкими, а все их нарушения отражались на репутации недобросовестного финансиста. Поэтому я положительно оцениваю инициативу Банка России разработать кодекс этики участников финансового рынка и надеюсь, что она будет реализована в 2018 году, как и предполагается.
Я — за прозрачность операций на финансовом рынке!