30.10.2017
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему многие из новых губернаторов имеют экономическое образование.
В России недавно произошли существенные изменения в губернаторском корпусе: часть губернаторов поменялась в ходе выборов в сентябре, а еще 11 были заменены в конце сентября и начале октября.
И, конечно, все с интересом присматриваются к новым главам регионов, делают выводы, прогнозы. Например, недавно я выступал в прямом эфире канала «Россия24» и ведущий спросил у меня, с чем связано, что многие из вновь назначенных губернаторов имеют экономическое образование. Это такой современный тренд?
На мой взгляд, это попытка назначить на руководящие позиции людей, которые способны разобраться в ситуации в регионе. Я уже говорил о том, что в нашей стране экономиста неправильно воспринимают и на этом фоне снижают его значимость. Так сложилось исторически: люди с экономическим образованием редко занимали руководящие должности, чаще они были заместителями руководителей. На Западе же ситуация иная: там руководитель — это, чаще всего, человек, который воспринимает компанию как субъект рынка, работает над повышением ее стоимости, а внедрение современных технологий рассматривается как один (важный, но не единственный!) из драйверов стоимости.
Такой подход, на мой взгляд, важен не только в бизнесе, но и в государственном и муниципальном управлении.
Прежде всего, нужно понимать, а для каких, собственно, инвесторов регион привлекателен? Каковы его сильные и слабые стороны? Бессмысленно говорить об инвестиционной привлекательности региона, не составив карту инвестиционных предпочтений и не определив меры по «удовлетворению» этих инвестиционных предпочтений.
Если составить карту инвестиционного потенциала России, то мы увидим, что она очень пестрая. У нас есть признанные лидеры-аккумуляторы финансовых потоков — Москва и Санкт-Петербург, есть регионы-доноры, где большая часть доходов — от добычи полезных ископаемых, причем все чаще эти компании переводят свои центральные офисы в Москву, тем самым сокращая количество регионов-доноров. Каждый регион должен понять, чем он привлекателен для инвесторов. У одних регионов инвестиционная привлекательность определяется структурой экономики региона. Например, в Кемеровской области развивается угольная промышленность, в Норильске есть целое градообразующее предприятие — «Норильский никель», в Красноярском крае работает целый ряд крупных предприятий, у каждого из которых есть свои требования относительно комфортных условий для работы в регионе. А есть регионы, которым нужно прийти к внятному пониманию своих точек роста. К таким, на мой взгляд, можно отнести Новосибирскую область.
Когда меня просят дать характеристику Новосибирской области с позиций инвестиционного потенциала, я говорю, что здесь отсутствуют флагманы всероссийского масштаба, как в Тюменской или Кемеровской областях, или в Норильске. Долгое время Новосибирск ассоциировался с городом науки. Это хорошая ассоциация, но постепенно она изживает себя — да, наука все еще является визитной карточкой Новосибирска и привлекает в регион средства из федерального бюджета. Но сейчас эта ассоциация уже не такая яркая. Более значимыми становятся другие вещи, связанные с формированием предпринимательской среды в городе и в области.
Драйвером роста Новосибирской области в отсутствии флагманов экономики является развитие предпринимательства, привлечение активных людей, формирование стоимостного мышления. С этих позиций требуется перестройка работы экономических органов управления региона, создание условий, благоприятных для развития предпринимательства в широком смысле (не только, как часто понимают, среднего и малого предпринимательства).
Перестроить работу экономических органов управления способны люди, имеющие экономическое образование. Поэтому можно приветствовать, что почти все новые губернаторы получили экономические знания и у них есть полигон для их применения. Хотелось бы пожелать, чтобы в нашей области и других регионах России начались реальные перемены, связанные с формированием осознанной экономической политики.
Я — за внятную экономическую политику, за привлечение инвесторов с учетом их инвестиционных предпочтений!
И, конечно, все с интересом присматриваются к новым главам регионов, делают выводы, прогнозы. Например, недавно я выступал в прямом эфире канала «Россия24» и ведущий спросил у меня, с чем связано, что многие из вновь назначенных губернаторов имеют экономическое образование. Это такой современный тренд?
На мой взгляд, это попытка назначить на руководящие позиции людей, которые способны разобраться в ситуации в регионе. Я уже говорил о том, что в нашей стране экономиста неправильно воспринимают и на этом фоне снижают его значимость. Так сложилось исторически: люди с экономическим образованием редко занимали руководящие должности, чаще они были заместителями руководителей. На Западе же ситуация иная: там руководитель — это, чаще всего, человек, который воспринимает компанию как субъект рынка, работает над повышением ее стоимости, а внедрение современных технологий рассматривается как один (важный, но не единственный!) из драйверов стоимости.
Такой подход, на мой взгляд, важен не только в бизнесе, но и в государственном и муниципальном управлении.
Что мы обычно слышим, когда приходит новый губернатор (не важно, в какой регион)? «Надо развивать экономику региона, использовать инвестиционный потенциал, повышать инвестиционную привлекательность…» Но все эти слова остаются просто словами, если нет четкого понимания, как это сделать, какие точки роста существуют в регионе.
Прежде всего, нужно понимать, а для каких, собственно, инвесторов регион привлекателен? Каковы его сильные и слабые стороны? Бессмысленно говорить об инвестиционной привлекательности региона, не составив карту инвестиционных предпочтений и не определив меры по «удовлетворению» этих инвестиционных предпочтений.
Если составить карту инвестиционного потенциала России, то мы увидим, что она очень пестрая. У нас есть признанные лидеры-аккумуляторы финансовых потоков — Москва и Санкт-Петербург, есть регионы-доноры, где большая часть доходов — от добычи полезных ископаемых, причем все чаще эти компании переводят свои центральные офисы в Москву, тем самым сокращая количество регионов-доноров. Каждый регион должен понять, чем он привлекателен для инвесторов. У одних регионов инвестиционная привлекательность определяется структурой экономики региона. Например, в Кемеровской области развивается угольная промышленность, в Норильске есть целое градообразующее предприятие — «Норильский никель», в Красноярском крае работает целый ряд крупных предприятий, у каждого из которых есть свои требования относительно комфортных условий для работы в регионе. А есть регионы, которым нужно прийти к внятному пониманию своих точек роста. К таким, на мой взгляд, можно отнести Новосибирскую область.
Когда меня просят дать характеристику Новосибирской области с позиций инвестиционного потенциала, я говорю, что здесь отсутствуют флагманы всероссийского масштаба, как в Тюменской или Кемеровской областях, или в Норильске. Долгое время Новосибирск ассоциировался с городом науки. Это хорошая ассоциация, но постепенно она изживает себя — да, наука все еще является визитной карточкой Новосибирска и привлекает в регион средства из федерального бюджета. Но сейчас эта ассоциация уже не такая яркая. Более значимыми становятся другие вещи, связанные с формированием предпринимательской среды в городе и в области.
Драйвером роста Новосибирской области в отсутствии флагманов экономики является развитие предпринимательства, привлечение активных людей, формирование стоимостного мышления. С этих позиций требуется перестройка работы экономических органов управления региона, создание условий, благоприятных для развития предпринимательства в широком смысле (не только, как часто понимают, среднего и малого предпринимательства).
Перестроить работу экономических органов управления способны люди, имеющие экономическое образование. Поэтому можно приветствовать, что почти все новые губернаторы получили экономические знания и у них есть полигон для их применения. Хотелось бы пожелать, чтобы в нашей области и других регионах России начались реальные перемены, связанные с формированием осознанной экономической политики.
Я — за внятную экономическую политику, за привлечение инвесторов с учетом их инвестиционных предпочтений!