04.09.2017
В канун юбилея университета ректор НГУЭУ Александр Новиков подготовил развернутый материал для специализированного журнала «Ректор вуза» (№ 9/2017) о роли университета в экономике региона, реформировании российского образования и пути развития экономического образования в новых реалиях. Публикуем статью Александра Новикова полностью.
Идея реформирования российского образования направлена, в частности, на выделение отдельных вузов и их точечную поддержку в соответствии со статусом — национально-исследовательского, федерального, опорного университета. Экономическим вузам необходимо определить место и роль в системе вузов страны, считает ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» Александр Новиков.
В НГУЭУ в год 50-летия принята стратегия развития до 2025 года, ключевая идея которой — формирование регионального предпринимательского университета, работающего на потребности Сибири как макрорегиона. О предстоящем юбилее, поиске «своей ниши», предпринимательском пути НГУЭУ и преобразовании экономистов в инженеров бизнеса — рассуждает Александр Новиков.
50 лет на службе экономике Сибири
Если строго подходить к истории развития экономического образования в Сибири, у НГУЭУ есть несколько юбилейных «точек». Первую страницу в летописи вузов Новосибирска в 1929 году открыл Сибирский институт народного хозяйства (СИНХ), преемником которого в 1967 году и стал Новосибирский институт народного хозяйства (НИНХ). Открытие НИНХа связано с возникшей в 1960-х гг. потребностью в высококвалифицированных кадрах экономического профиля — плановиках, финансистах, бухгалтерах, нормировщиках. В 1994 году по решению Государственного комитета РФ по высшему образованию институт получил статус академии (НГАЭиУ), а в 2004 году — университета (НГУЭУ).
50-летие вуза — прекрасный повод не только оглянуться назад, проанализировать настоящее, но и сформировать свой взгляд в будущее. Все эти полвека вуз на острие проблем, которыми живет Сибирь. Однако время, когда НГУЭУ был ориентирован на решение конкретных финансово-экономических задач предприятий путем подготовки соответствующих кадров, уходит в прошлое. Задачи становятся все более масштабными, количество институтов рыночной экономики — на порядок выше, чем в плановой системе, технологии управления бизнесом ушли далеко вперед. Поэтому задача высшей школы — научить студентов рыночно мыслить, быть способными к быстрым изменениям и уметь брать ответственность на себя.
Предпринимательство как основа современного подхода к подготовке экономистов
В последние годы мы задумались — в чем же наша уникальность, основные отличия от других профильных вузов страны в условиях повсеместной подготовки экономистов. В поисках «своего пути» мы вышли на понимание цели — формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета». У НГУЭУ есть понимание того, как должна развиваться экономика страны, Сибири и конкретно Новосибирска. Мы исходим из того, что в городе и в регионе должны быть созданы новые мощные драйверы для развития предпринимательской среды. И одно из основных условий их появления — формирование предпринимательского мышления, которое позволяет как добиваться успеха в собственном деле, так и применять рыночные подходы в органах власти и бизнесе.
Роль вуза — быть центром формирования такого мышления. Современное экономическое образование должно быть направлено на овладение студентом не столько конкретными знаниями, сколько на глубинное понимание того, как устроена экономика страны, региона или предприятия, какие существуют проблемы и направления развития. На пути к такой образовательной модели стоит очень серьезная проблема, связанная с тем, что длительное время в основе подготовки экономистов лежали навыки конкретных расчетов: будущих специалистов учили оценивать прибыль предприятия, рассчитывать производительность труда, уровень рентабельности и многое другое — без понимания целей и мотивации руководителей или собственников бизнеса.
Движущая сила экономики сегодняшнего дня — бизнес, имеющий определенную стоимость. Например, за рубежом уже давно принято оценивать эффективность компании именно с позиций прироста стоимости бизнеса: эта парадигма требует другого мышления, и именно этому мы учим студентов. Это сложно, потому что многие преподаватели сами не являются носителями этого мышления. Но мы формируем соответствующий профессорско-преподавательский состав, движемся в этом направлении.
Я долгие годы являюсь приверженцем идеи, что к подготовке экономистов надо подходить как к подготовке «инженеров бизнеса» — специалистов, которые понимают цели и технологические процессы организации бизнеса, умеют выстраивать и оценивать эффективность и результативность бизнес-операций. Необходимо, чтобы у наших выпускников появилось понимание того, как создать свой бизнес с нуля, как им управлять. В реальной жизни современный предприниматель сталкивается, с одной стороны, с широкими возможностями, с другой — с мощным «репрессивным» аппаратом, подавляющим предпринимательскую инициативу. Мы хотим, чтобы студенты с первого курса погружались в предпринимательскую среду, поэтому они имеют возможность работать в нашем бизнес-инкубаторе, оказывающем поддержку стартап-проектам, а также налаживать прямые контакты с представителями бизнеса и органов власти, встречи с которыми регулярно проходят в формате лекций и мастер-классов. На выходе они будут знать не только о том, как получить помощь государства для развития своего предпринимательского проекта, но и как его защитить в условиях административного давления. В этом свете мы видим себя вузом, который готовит профессионалов новой формации.
За осознанием предпринимательской миссии вуза последовало довольно масштабное реформирование практически всех сфер жизни университета. Для эффективной организации учебного процесса современный вуз должен ответить на три вопроса: «Чему учим?», «Кто учит?» и «Как учим?». В НГУЭУ мы активно обсуждаем эти вопросы.
Отправной точкой реформирования было выстраивание новой бизнес-модели организации вуза. Структура большинства университетов в России построена по профессиональному принципу. НГУЭУ частично сохранил этот принцип, оставив в структуре информационно-технический и юридический факультеты. Однако главная идея реформ — «настройка» обучения студентов на потребности рынка труда. Для этого были организованы факультет государственного сектора и факультет корпоративной экономики и предпринимательства. Под эти потребности мы и адаптируем образовательные программы университета. Кроме того, НГУЭУ ввел три обязательных для всех направлений подготовки дисциплины — предпринимательство, корпоративное право и информационные системы, поскольку без знаний этих предметов сложно соответствовать реалиям современной жизни независимо от профессии.
Проводя реформы, мы внедрили формулу организации учебного процесса «2+2+2». Суть этой формулы — от фундаментальных знаний через профильные факультеты и кафедры — к магистратуре и аспирантуре.
Первая «2» — студенты одного направления подготовки обучаются все вместе, без разделения на профили. Именно в это время происходит активное формирование личности будущего специалиста и студент получает базовые профессиональные знания. Поэтому мы усилили гуманитарную и естественно-научную подготовку, синхронизировав учебные планы и объединив всех студентов в факультет базовой подготовки. Кроме того, мы исходим из того, что абитуриент, поступив в вуз, не очень четко осознает, кем хочет быть в действительности, какой профиль подготовки выбрать. В связи с этим мы дали студентам своеобразную отсрочку по выбору профиля подготовки: более осознанный выбор происходит после третьего семестра.
Вторая «2» — обучение на профильном факультете и кафедре. Например, на направлении «Экономика» студентам предлагается 12 профилей: от банкира до бухгалтера или налоговика. Студенты, попадая на профильные кафедры, сразу получают темы выпускных квалификационных работ, научного руководителя, список дисциплин по выбору и т.д. и имеют возможность написать интересный диплом.
Наконец, третья «2» — следующий уровень образования, магистратура. Темы диссертаций максимально приближены к конкретным заказчикам, нацелены на решение практических задач, стоящих перед субъектами рынка.
В рамках реорганизации деятельности университета мы ликвидировали 21 кафедру, создав 19 новых. К руководству кафедрами пришли люди новой формации — из бизнеса, органов власти и из числа преподавателей-носителей прорывных идей. Именно их энергия, понимание необходимости реформ позволит нам определить собственное место в системе вузов России.
Я — оптимист, мой личный девиз звучит так: «Никогда, ни при каких обстоятельствах не останавливаться на достигнутом». Поэтому, как бы трудно ни было профильным вузам в условиях недооценки значимости экономического образования, мы идем вперед, формируя современные образовательные технологии, позволяющие НГУЭУ стать предпринимательским университетом. Я хочу, чтобы экономические вузы заняли достойное место в образовательном пространстве России и стали играть ключевую роль в развитии ее экономики.
В НГУЭУ в год 50-летия принята стратегия развития до 2025 года, ключевая идея которой — формирование регионального предпринимательского университета, работающего на потребности Сибири как макрорегиона. О предстоящем юбилее, поиске «своей ниши», предпринимательском пути НГУЭУ и преобразовании экономистов в инженеров бизнеса — рассуждает Александр Новиков.
50 лет на службе экономике Сибири
Если строго подходить к истории развития экономического образования в Сибири, у НГУЭУ есть несколько юбилейных «точек». Первую страницу в летописи вузов Новосибирска в 1929 году открыл Сибирский институт народного хозяйства (СИНХ), преемником которого в 1967 году и стал Новосибирский институт народного хозяйства (НИНХ). Открытие НИНХа связано с возникшей в 1960-х гг. потребностью в высококвалифицированных кадрах экономического профиля — плановиках, финансистах, бухгалтерах, нормировщиках. В 1994 году по решению Государственного комитета РФ по высшему образованию институт получил статус академии (НГАЭиУ), а в 2004 году — университета (НГУЭУ).
50-летие вуза — прекрасный повод не только оглянуться назад, проанализировать настоящее, но и сформировать свой взгляд в будущее. Все эти полвека вуз на острие проблем, которыми живет Сибирь. Однако время, когда НГУЭУ был ориентирован на решение конкретных финансово-экономических задач предприятий путем подготовки соответствующих кадров, уходит в прошлое. Задачи становятся все более масштабными, количество институтов рыночной экономики — на порядок выше, чем в плановой системе, технологии управления бизнесом ушли далеко вперед. Поэтому задача высшей школы — научить студентов рыночно мыслить, быть способными к быстрым изменениям и уметь брать ответственность на себя.
Предпринимательство как основа современного подхода к подготовке экономистов
В последние годы мы задумались — в чем же наша уникальность, основные отличия от других профильных вузов страны в условиях повсеместной подготовки экономистов. В поисках «своего пути» мы вышли на понимание цели — формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета». У НГУЭУ есть понимание того, как должна развиваться экономика страны, Сибири и конкретно Новосибирска. Мы исходим из того, что в городе и в регионе должны быть созданы новые мощные драйверы для развития предпринимательской среды. И одно из основных условий их появления — формирование предпринимательского мышления, которое позволяет как добиваться успеха в собственном деле, так и применять рыночные подходы в органах власти и бизнесе.
Роль вуза — быть центром формирования такого мышления. Современное экономическое образование должно быть направлено на овладение студентом не столько конкретными знаниями, сколько на глубинное понимание того, как устроена экономика страны, региона или предприятия, какие существуют проблемы и направления развития. На пути к такой образовательной модели стоит очень серьезная проблема, связанная с тем, что длительное время в основе подготовки экономистов лежали навыки конкретных расчетов: будущих специалистов учили оценивать прибыль предприятия, рассчитывать производительность труда, уровень рентабельности и многое другое — без понимания целей и мотивации руководителей или собственников бизнеса.
Движущая сила экономики сегодняшнего дня — бизнес, имеющий определенную стоимость. Например, за рубежом уже давно принято оценивать эффективность компании именно с позиций прироста стоимости бизнеса: эта парадигма требует другого мышления, и именно этому мы учим студентов. Это сложно, потому что многие преподаватели сами не являются носителями этого мышления. Но мы формируем соответствующий профессорско-преподавательский состав, движемся в этом направлении.
Я долгие годы являюсь приверженцем идеи, что к подготовке экономистов надо подходить как к подготовке «инженеров бизнеса» — специалистов, которые понимают цели и технологические процессы организации бизнеса, умеют выстраивать и оценивать эффективность и результативность бизнес-операций. Необходимо, чтобы у наших выпускников появилось понимание того, как создать свой бизнес с нуля, как им управлять. В реальной жизни современный предприниматель сталкивается, с одной стороны, с широкими возможностями, с другой — с мощным «репрессивным» аппаратом, подавляющим предпринимательскую инициативу. Мы хотим, чтобы студенты с первого курса погружались в предпринимательскую среду, поэтому они имеют возможность работать в нашем бизнес-инкубаторе, оказывающем поддержку стартап-проектам, а также налаживать прямые контакты с представителями бизнеса и органов власти, встречи с которыми регулярно проходят в формате лекций и мастер-классов. На выходе они будут знать не только о том, как получить помощь государства для развития своего предпринимательского проекта, но и как его защитить в условиях административного давления. В этом свете мы видим себя вузом, который готовит профессионалов новой формации.
Путем реформ
За осознанием предпринимательской миссии вуза последовало довольно масштабное реформирование практически всех сфер жизни университета. Для эффективной организации учебного процесса современный вуз должен ответить на три вопроса: «Чему учим?», «Кто учит?» и «Как учим?». В НГУЭУ мы активно обсуждаем эти вопросы.
Отправной точкой реформирования было выстраивание новой бизнес-модели организации вуза. Структура большинства университетов в России построена по профессиональному принципу. НГУЭУ частично сохранил этот принцип, оставив в структуре информационно-технический и юридический факультеты. Однако главная идея реформ — «настройка» обучения студентов на потребности рынка труда. Для этого были организованы факультет государственного сектора и факультет корпоративной экономики и предпринимательства. Под эти потребности мы и адаптируем образовательные программы университета. Кроме того, НГУЭУ ввел три обязательных для всех направлений подготовки дисциплины — предпринимательство, корпоративное право и информационные системы, поскольку без знаний этих предметов сложно соответствовать реалиям современной жизни независимо от профессии.
Проводя реформы, мы внедрили формулу организации учебного процесса «2+2+2». Суть этой формулы — от фундаментальных знаний через профильные факультеты и кафедры — к магистратуре и аспирантуре.
Первая «2» — студенты одного направления подготовки обучаются все вместе, без разделения на профили. Именно в это время происходит активное формирование личности будущего специалиста и студент получает базовые профессиональные знания. Поэтому мы усилили гуманитарную и естественно-научную подготовку, синхронизировав учебные планы и объединив всех студентов в факультет базовой подготовки. Кроме того, мы исходим из того, что абитуриент, поступив в вуз, не очень четко осознает, кем хочет быть в действительности, какой профиль подготовки выбрать. В связи с этим мы дали студентам своеобразную отсрочку по выбору профиля подготовки: более осознанный выбор происходит после третьего семестра.
Вторая «2» — обучение на профильном факультете и кафедре. Например, на направлении «Экономика» студентам предлагается 12 профилей: от банкира до бухгалтера или налоговика. Студенты, попадая на профильные кафедры, сразу получают темы выпускных квалификационных работ, научного руководителя, список дисциплин по выбору и т.д. и имеют возможность написать интересный диплом.
Наконец, третья «2» — следующий уровень образования, магистратура. Темы диссертаций максимально приближены к конкретным заказчикам, нацелены на решение практических задач, стоящих перед субъектами рынка.
В рамках реорганизации деятельности университета мы ликвидировали 21 кафедру, создав 19 новых. К руководству кафедрами пришли люди новой формации — из бизнеса, органов власти и из числа преподавателей-носителей прорывных идей. Именно их энергия, понимание необходимости реформ позволит нам определить собственное место в системе вузов России.
Я — оптимист, мой личный девиз звучит так: «Никогда, ни при каких обстоятельствах не останавливаться на достигнутом». Поэтому, как бы трудно ни было профильным вузам в условиях недооценки значимости экономического образования, мы идем вперед, формируя современные образовательные технологии, позволяющие НГУЭУ стать предпринимательским университетом. Я хочу, чтобы экономические вузы заняли достойное место в образовательном пространстве России и стали играть ключевую роль в развитии ее экономики.