27.09.2017
Первая в новом учебном году «Финансовая среда» была посвящена так называемой «мусорной концессии» — соглашению о создании и эксплуатации объектов для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области.
Напомним, что первые обсуждения этого вопроса начались в 2011 году, а в декабре 2015-го было заключено концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск», предполагающее строительство на территории области двух мусоросортирующих заводов мощностью 400 тысяч тонн в год каждый и двух полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) и остатков мусора, которые не подлежат переработке.
Соглашение вызвало у общественников ряд вопросов, связанных с расположением полигонов, затратами на реализацию проекта, его эффективностью и прибыльностью, прозвучали предложения о расторжении этого договора и поиске других вариантов решения проблемы. В связи с этим на базе НГУЭУ было организовано первое заседание экспертной подгруппы для анализа финансово-экономических параметров концессионного соглашения.
С докладом выступил заместитель министра — начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Он подчеркнул, что перед государственными структурами в настоящее время стоит задача по избавлению от непрофильных активов, именно поэтому ликвидацию ТКО было решено передать частному инвестору — это позволит организовать процесс наиболее эффективно.
Концессионное соглашение заключено на 40 лет. Базовое условие проекта состоит в том, что концессионер за счет собственных средств создает инфраструктуру, которая после этого сразу переходит в собственность региона.
Предполагается, что свои затраты «Экология-Новосибирск» сможет окупить в течение 10 лет. При этом тарифы на услуги заводов и полигона устанавливаются департаментом по тарифам Новосибирской области строго в соответствии с федеральным законодательством, что исключает возможность появления необоснованных доходов сверх установленной концессионным соглашение нормы доходности 10,96%. Предполагается также проведение независимого ценового и технологического аудита, который позволит выявить слабые стороны проекта — устаревшие технологии, завышенные цены — если таковые имеются.
По словам Льва Решетникова, проект имеет как экологические и социальные выгоды, так и финансово-экономические. К первой группе относятся повышение экологической безопасности населения, снижение уровня заболеваний; сокращение массы захоронения ТКО и в связи с этим — существенное увеличение срока службы полигонов; создание современной инфраструктуры в сфере обращения ТКО и создание не менее 500 новых рабочих мест со средней заработной платой свыше 30 тыс. рублей. Ко второй — создание в регионе новой отрасли экономики по обращению с ТКО; привлечение инвестиций в размере 6,5 млрд рублей; дополнительные налоги в областной бюджет в объеме более 500 млн руб. в год; возврат в хозяйственный оборот 350 гектаров почв; экономия около 4 млрд рублей на рекультивацию.
— Я помню, как в сентябре 2016 года на НГС было запущено голосование, по результатам которого 72% респондентов отметили, что строить мусоросортирующие заводы необходимо. Конечно, на голосование не выносились детали, но тем не менее по его итогам видно, что проект нужный. Именно поэтому сейчас, в Год экологии, я бы хотел настроить экспертную подгруппу на конструктивный диалог по этому вопросу, — подчеркнул замминистра.
— Мы живем в век упаковки: сегодня уже никто не ходит в магазин со своими пакетами, никто не сдает стеклянные бутылки из-под молока, потому что все расфасовано в пластик, полиэтилен, бумагу. В результате объем мусора, который производит каждая семья, увеличивается в разы, — отметила Ольга Молчанова. — Если мы хотим организовать раздельный сбор мусора, то есть прекрасные примеры других стран, которые никак не противоречат концессионному соглашению, давайте обсудим это.
Проведение сравнительного анализа технологических и финансово-экономических аспектов обращения с твердыми коммунальными отходами продолжится.
— Если мы просто расторгнем концессионное соглашение без каких-либо внятных альтернатив, мы отбросим нашу область на четыре года назад, а уже с 1 января 2019 года мы по закону обязаны приступить к реализации новой системы обращения с ТКО, — подчеркнула министр. — Поэтому если есть другие проекты — не идеи, а именно проработанные проекты, в которых были просчитаны все те же показатели, что и в концессионном соглашении, — мы обязательно их рассмотрим.
Альтернативы действующего концессионного соглашения будут приниматься к рассмотрению экспертной группой до 31 октября 2017 года.
Соглашение вызвало у общественников ряд вопросов, связанных с расположением полигонов, затратами на реализацию проекта, его эффективностью и прибыльностью, прозвучали предложения о расторжении этого договора и поиске других вариантов решения проблемы. В связи с этим на базе НГУЭУ было организовано первое заседание экспертной подгруппы для анализа финансово-экономических параметров концессионного соглашения.
С докладом выступил заместитель министра — начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Он подчеркнул, что перед государственными структурами в настоящее время стоит задача по избавлению от непрофильных активов, именно поэтому ликвидацию ТКО было решено передать частному инвестору — это позволит организовать процесс наиболее эффективно.
Концессионное соглашение заключено на 40 лет. Базовое условие проекта состоит в том, что концессионер за счет собственных средств создает инфраструктуру, которая после этого сразу переходит в собственность региона.
Предполагается, что свои затраты «Экология-Новосибирск» сможет окупить в течение 10 лет. При этом тарифы на услуги заводов и полигона устанавливаются департаментом по тарифам Новосибирской области строго в соответствии с федеральным законодательством, что исключает возможность появления необоснованных доходов сверх установленной концессионным соглашение нормы доходности 10,96%. Предполагается также проведение независимого ценового и технологического аудита, который позволит выявить слабые стороны проекта — устаревшие технологии, завышенные цены — если таковые имеются.
По словам Льва Решетникова, проект имеет как экологические и социальные выгоды, так и финансово-экономические. К первой группе относятся повышение экологической безопасности населения, снижение уровня заболеваний; сокращение массы захоронения ТКО и в связи с этим — существенное увеличение срока службы полигонов; создание современной инфраструктуры в сфере обращения ТКО и создание не менее 500 новых рабочих мест со средней заработной платой свыше 30 тыс. рублей. Ко второй — создание в регионе новой отрасли экономики по обращению с ТКО; привлечение инвестиций в размере 6,5 млрд рублей; дополнительные налоги в областной бюджет в объеме более 500 млн руб. в год; возврат в хозяйственный оборот 350 гектаров почв; экономия около 4 млрд рублей на рекультивацию.
— Я помню, как в сентябре 2016 года на НГС было запущено голосование, по результатам которого 72% респондентов отметили, что строить мусоросортирующие заводы необходимо. Конечно, на голосование не выносились детали, но тем не менее по его итогам видно, что проект нужный. Именно поэтому сейчас, в Год экологии, я бы хотел настроить экспертную подгруппу на конструктивный диалог по этому вопросу, — подчеркнул замминистра.
Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова в ходе обсуждения отметила, что проблема обращения с ТКО — это проблема всей Российской Федерации, пока она не решена ни в одном регионе.
— Мы живем в век упаковки: сегодня уже никто не ходит в магазин со своими пакетами, никто не сдает стеклянные бутылки из-под молока, потому что все расфасовано в пластик, полиэтилен, бумагу. В результате объем мусора, который производит каждая семья, увеличивается в разы, — отметила Ольга Молчанова. — Если мы хотим организовать раздельный сбор мусора, то есть прекрасные примеры других стран, которые никак не противоречат концессионному соглашению, давайте обсудим это.
Проведение сравнительного анализа технологических и финансово-экономических аспектов обращения с твердыми коммунальными отходами продолжится.
— Если мы просто расторгнем концессионное соглашение без каких-либо внятных альтернатив, мы отбросим нашу область на четыре года назад, а уже с 1 января 2019 года мы по закону обязаны приступить к реализации новой системы обращения с ТКО, — подчеркнула министр. — Поэтому если есть другие проекты — не идеи, а именно проработанные проекты, в которых были просчитаны все те же показатели, что и в концессионном соглашении, — мы обязательно их рассмотрим.
Альтернативы действующего концессионного соглашения будут приниматься к рассмотрению экспертной группой до 31 октября 2017 года.