30.06.2017
27 июня состоялось открытое заседание Ученого совета НГУЭУ, на котором ректор Александр Новиков представил отчет по основным направлениям деятельности университета в 2016-2017 учебном году.
В своем выступлении ректор рассказал о главных достижениях и проблемных зонах университета и о том, что удалось реализовать в рамках 10 проектов развития нархоза в 2016-2017 учебном году. В последней части отчета ректор проанализировал динамику выплат по эффективному контракту, а также динамику средней заработной платы.
Ознакомиться с основными тезисами доклада можно в презентации. Далее приводится полная расшифровка выступления Александра Новикова.
Цель развития НГУЭУ
Напомню, что цель развития НГУЭУ — формирование ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета» и реализации модели подготовки «инженеров бизнеса».
Реализация стратегической цели НГУЭУ позволит повысить конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда, обеспечить формирование бренда «Выпускник НГУЭУ — гарантия качества и престижа».
Необходимым условием достижения стратегической цели является вовлеченность преподавателей, сотрудников и студентов в процесс развития НГУЭУ.
Основные достижения НГУЭУ в 2016-2017 учебном году
Во время подготовки к докладу мы с членами ректората решили выделить пять основных достижений этого учебного года и пять основных проблем.
К основным достижениям мы отнесли следующее:
- Принята стратегия развития НГУЭУ как предпринимательского университета.
- Завершена реорганизация организационной структуры университета путем формирования состава факультетов и кафедр, максимально ориентированного на потребности работодателей (переход на форму подготовки 2+2+2).
- Информатизация деятельности: здесь у нас два больших проекта. Первый из них — «Электронный университет». В рамках этого проекта внедрена базовая версия системы «Деканат-Тандем» для всех уровней образования. Напомню, что еще три года назад деканаты имели свои версии, и были серьезные проблемы с передачей информации и вообще в учете — например, того, сколько у нас студентов. Также развивается система электронного документооборота. Второй проект — «Электронное обучение». В этом направлении произошел переход от разговоров об электронном обучении к созданию электронной образовательной среды. Некоторые из присутствующих на сегодняшнем заседании являются участниками этого процесса.
- Реорганизована система дополнительного образования на основе создания проектных офисов. Я могу сказать, что за первую половину 2017 года финансовые результаты выше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Созданы элементы системы формирования активности преподавателей, сотрудников и студентов через реализацию концепции вовлеченности.
Какие пять проблемных вопросов мы выделили?
- Аккредитация только двух из пяти заявленных образовательных программ.
- Существенные недоработки у большинства деканов и заведующих кафедрами по участию в хоздоговорных работах и программах дополнительного образования. Мы много говорим про научно-исследовательские работы, но реально есть лишь несколько центров такой активности. Хотя очень много новых заведующих, результатов в этом направлении пока нет.
- Не все заведующие выпускающими кафедрами интегрировали программы СПО в деятельность своих кафедр.
- Не все деканы и заведующие кафедрами обеспечили устойчивые связи с представителями «внешней среды». Когда мы выбирали деканов, я с каждым из них говорил, о том, как часто они будут встречаться с внешними партнерами. Мы недавно провели анализ и выяснили, что далеко не все выполняют свои предвыборные обещания.
- Многие руководители не проявляют необходимой инициативы и ждут инструкций «сверху». Эта позиция регулярно звучит — хотя мы постоянно говорим, что это компетенция деканов, компетенция заведующих кафедрами, пожалуйста, делайте, у вас есть все ресурсы, у деканов в руках большие ресурсы…Но почему-то есть устойчивое мнение, что многие вопросы нельзя решать самим.
Я напомню, что перед началом 2016-2017 учебного года было выделено 10 проектов развития НГУЭУ:
Я расскажу об итогах работы над этими проектами. В презентации к докладу мероприятия проектов разбиты по трем группам: «сделано» выделено зеленым цветом, «приступили к реализации» — фиолетовым, «не сделано» — красным.
|
Реинжиниринг системы управления
Сделано:
Мы описали основные и вспомогательные процессы: развернуто специализированное ПО BusinessStudio, сформирован реестр всех процессов (с 1 по 4 уровни), описаны процессы приемной комиссии, процессы реализации ООП, процессы издательской деятельности, управление финансами, кадры. Те, кто давно работают, должны были заметить, что многое изменилось, хотя тем, что уже сделано, пользуются немногие.
В рамках формирования проектов по реорганизации и развитию процессов разработана организационная модель, позволяющая на практике заняться интеграцией среднего профессионального и высшего образования, внедрена Матрица делегирования полномочий на уровне ректората.
Мы расширили сферу применения электронного документооборота: введен новый модуль в СЭД «Тандем» по согласованию приказов деканатов, оптимизированы маршруты согласования договоров и приказов по основной деятельности.
Продолжается развитие системы бюджетирования и создания условий для перехода к децентрализации финансов. Значительно переработаны и оптимизированы процессы бюджетирования и контроля исполнения бюджета, введены новые формы планирования и исполнения бюджета. Мы отдали очень большие деньги на факультеты, и сейчас, когда ко мне подходят заведующие кафедрами или преподаватели и просят денег на командировки, я отправляю их к деканам. Важно, конечно, чтобы эти средства распределялись справедливо. Мы также ввели фонды заведующих кафедрами. Они небольшие, но мы надеемся, они будут пополняться за счет фандрайзинга.
Внедрена новая версия сайта как инструмента внутривузовских коммуникаций и связи с внешней средой. Стабильно работает «Электронная приемная ректора», в нее поступает в среднем 15 обращений в месяц, со следующего учебного года запустится «Деловой календарь», обновятся разделы «Сотруднику» и «Студенту». И я хочу заметить, что от деканов и заведующих кафедрами зависит, как выглядят странички их подразделений. Не стыдно ли вам видеть их полгода с надписью «Находится в разработке»?
Приступили к реализации:
Мы начали перестройку системы управления деятельностью НГУЭУ на основе процессного управления и проектно-целевого подхода: внедрено Положение об описании и оптимизации бизнес-процессов НГУЭУ, развернуто виртуальное пространство для управления проектами на базе OpenProject (http://op.nsuem.ru/).
В отношении формирования и описания бизнес-процессов реализации учебного процесса, к сожалению, есть много вопросов, потому что было много инициатив: функционирование деканатов, кафедр и управлений НГУЭУ в модели обучения «2+2+2» и интеграция программ среднего профессионального и высшего образования. В рамках разработанного эффективного контракта преподавателя СПО устранены организационные препятствия реализации программ СПО преподавателями кафедр. Созданы секторы СПО на кафедрах.
Не сделано:
Не формализованы новые бизнес-процессы факультетов в рамках модели «2+2+2». Сейчас мы думаем над тем, как радикально переработать Положения о факультетах и Положения о кафедрах, так чтобы были отмечены все обязанности и полномочия.
Качество образования
Сделано:
Нельзя сказать, что работа в этом направлении была выполнена с нуля, попытки предпринимаются регулярно, особенно в условиях аккредитации, но работа здесь была проделана большая.
Мы провели аудит направлений и специальностей подготовки, корректировку существующих и создание новых профилей подготовки по уровням образования. В результате аудита открыто 19 новых образовательных программ (17 на бакалавриате и 2 в магистратуре) и закрыто 9 образовательных программ (6 на бакалавриате и 3 в магистратуре). Постоянно обновляется перечень программ ДПО. Разработано более 20 локальных нормативных актов, регулирующих учебно-методическую деятельность; внедрен расчет нагрузки по программам СПО в системе «Тандем», а также система заполнения дипломов и приложений к ним в «Тандеме» для выпускников СПО и аспирантуры.
Приступили к реализации:
Мы приступили к созданию системы непрерывного образования на основе сочетания всех уровней: СПО, бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. На 7 выпускающих кафедр (бизнес-информатики; экологической безопасности и управления природопользованием; информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, общественных финансов, финансового рынка и финансовых институтов; бизнеса в сфере услуг; инноваций и предпринимательства) переданы для реализации 9 специальностей СПО. Но здесь еще есть вопросы, которые предстоит решить.
Началось создание системы методического оснащения учебного процесса на всех уровнях образования как ключевого элемента повышения качества подготовки. У нас произошли существенные изменения в работе учебно-методического управления, отвечающего за методическую работу. Есть над чем еще работать, но нам стала более или менее понятна глубина кризиса в этом направлении. На данный момент разработана информационная система планирования и учета учебно-методических материалов (УММ), актуализированы шаблоны УММ, создан курс «Разработчикам УММ» для взаимодействия с преподавателями по предоставлению и экспертизе УММ.
Для практикоориентированной подготовки студентов мы привлекаем преподавателей из бизнес-сообщества и органов государственного и муниципального управления. Так, в 2016-2017 учебном году преподавало 72 практика, что составило 15% от общего числа научно-педагогических работников НГУЭУ.
Работа по развитиюбазовых кафедр как центров включения студентов в реальные бизнес-процессы ведется с прошлого учебного года, тогда было 5 базовых кафедр, сейчас их 11. Но я отношу эти результаты в категорию «приступили к реализации», потому что пока мы не до конца осознали функционал этих базовых кафедр, и он будет уточняться.
Также мы приступили к реализации программы «Настоящая практика» (заключено 36 долгосрочных договоров на комплексную практику). Появилась некая форма контроля за прохождением практики, некоторым заведующим кафедрами это не понравилось — были претензии — но мы продолжим эту практику.
Кроме того, в рамках проекта «Качество образования» предполагается формирование личности студента как специалиста, окончившего именно университет. В связи с этим у нас есть задача по усилению гуманитарной и естественнонаучной составляющих, и в этом направлении процесс у нас пошел на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Туризм» и «Управление персоналом» Также мы провели большой эксперимент по преподаванию экономической теории частично на английском языке, этот эксперимент продолжится с бухучетом, статистикой и математикой.
Мы приступили к созданию сетевых форм взаимодействия с российскими образовательными учреждениями. Запущены сетевая программа «Оценка стоимости предприятия» совместно с НГАСУ, две сетевые программы с «Новосибирским открытым университетом» («Основы антропологии» и «Градоустройство и управление городом»), и программа «SMM-продвижение» с Первой академией маркетинга.
Не сделано:
Мне за это стыдно, но мы до сих пор не создали методики оценки качества образования со стороны студентов и внешней среды. Вы помните, что в эффективном контракте есть специальный раздел, посвященный этому — нужно либо его убирать, либо создавать методику.
Электронное обучение
Сделано:
Мы утвердили стратегию развития электронного обучения НГУЭУ и создали образовательный портал на базе системы Moodle: утверждено Положение об электронном обучении в НГУЭУ, созданы основные элементы электронно-информационной образовательной системы (Moodle, «Тандем», личный кабинет студента, портал УМУ), организована система непрерывного повышения квалификации НПР по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий и применения электронного обучения. Треть преподавателей стали участниками созданного образовательного портала, многим это нравится. Не только для студентов заочной формы обучения, но и для студентов очной формы эти процессы будут нарастать.
Приступили к реализации:
Мы начали переход от отдельных фрагментов к полноценной системе электронного обучения в рамках проекта «Электронное обучение в НГУЭУ»: организована работа проектной группы по направлениям «Поддержка ЭИОС» и «Развитие ЭО», создан личный кабинет студента как единая «точка входа» в ЭИОС, начаты работы по созданию системы мониторинга активности преподавателей и студентов в системе. То есть через некоторое время мы будем видеть, как часто преподаватель работает с тем или иным студентом. Будет понятно, сколько времени преподаватель уделил отдельному студенту.
Не сделано:
Не сформировано мышление преподавателей, нацеленное на развитие электронного обучения. Актив сформировался, но это узкий актив. В этом направлении мы будем формировать сторонников этого вида деятельности.
Не разработаны нормативные документы (стандарт, определяющий требования к курсу, реализуемому с использованием ЭО и ДОТ; формальные регламенты работы преподавателей, студентов, других участников в рамках ЭО и ДОТ; Положение о финансировании разработки ЭОР; Положение и нормативы оплаты труда преподавателей с учетом специфики ЭО и ДОТ). Все мы столкнулись с этим: был серьезный переход из одной системы в другую, многие вещи не были вовремя сделаны, студенты жаловались, был нервный процесс, но мы работаем.
Не созданы сетевые формы взаимодействия с российскими и зарубежными образовательными учреждениями на базе образовательного портала НГУЭУ.
Наука — больное место для многих вузов и для нашего в том числе. Но у нас есть два проекта в этой сфере: «НГУЭУ — экспертный центр» и «Научная активность НГУЭУ».
НГУЭУ — экспертный центр
Сделано:
Мы позиционируем кафедры как экспертные центры. Внедрена централизованная система поиска и отслеживания актуальных конкурсов научно-исследовательских работ на всех государственных площадках, информирования и поддержки сотрудников университета, участвующих в НИР. Вы, наверняка, заметили, что довольно часто на факультеты и кафедры приходит информация о том, что можно участвовать в тендерах. У нас сформировались устойчивые научные коллективы для подготовки заявок и выполнения междисциплинарных исследований, мы включились в конкурсный процесс, и стали выигрывать. А также мы внедрили и систему защиты интересов университета в ходе конкурсных процедур с нечестными заказчиками, выиграли некоторые суды.
Также можно сказать, что мы развили технологию грантмейкерства и сформировали творческие коллективы, способные эффективно реализовать фундаментальные и прикладные НИР, в том числе в формате хоздоговорных и грантовых работ. Как результат — в марте 2017 года выиграно 3 гранта РГНФ на общую сумму 800 тыс. рублей. Лидером в этом направлении, конечно, является кафедра статистики, но в процесс уже включились еще несколько кафедр, и меня это радует, хотя в целом центров реальной активности по-прежнему мало.
Приступили к реализации:
Мы приступили к подготовке групп экспертов по ключевым направлениям развития экономики и общества. Эта задача подразумевает включение сотрудников НГУЭУ в федеральные, региональные, муниципальные совещательные органы в качестве экспертов (эксперты ВАК; судебные эксперты, аудиторы, оценщики, члены комитетов по стандартизации, контролю качества, биржевого рынка, информационной безопасности и т.д.). Нам удалось войти в качестве экспертов во многие структуры, и наш голос там стал слышен. Стоит отметить также, что в такой организации, как ВАК, появился второй эксперт от НГУЭУ — Сергей Алевтинович Смирнов вошел в экспертный совет по теологии.
Одна из проблем в научной деятельности заключается в том, что, когда мы предлагаем партнерам провести для них какие-либо работы, у нас спрашивают: «А что вы умеете?». Мы говорим: «Умеем все!». Но что конкретно? Чтобы ответить на этот вопрос, мы начали создавать реестр экспертов НГУЭУ по типам и уровню решаемых задач. Для этого подготовлена анкета эксперта, создан перечень ведущих ученых НГУЭУ и несколько проектных команд (творческих коллективов) по выполнению НИР.
Не сделано:
Не внедряется принцип: активным в науке — возможность преференций в учебной нагрузке. Эту тему мы будем поднимать, но для этого сначала нужно понять, что такое активность в науке и какие могут быть преференции.
Не выполнены плановые объемы заданий по НИР. Это означает, что не выполнено большинство эффективных контрактов преподавателей, а это в свою очередь значит, что не выполняются служебные обязанности.
Не обеспечено включение сотрудников НГУЭУ в объединения бизнес-сообщества. Процесс пошел, но скромный.
Не созданы группы экспертов по направлениям: социология, организация бизнеса, педагогика, психология, бизнес-информатика, иностранные языки, экономическая теория и др.
Научная активность НГУЭУ
Сделано:
Формирование научной библиотеки: налажена работа с библиометрическими показателями, научная библиотека активно участвует в мероприятиях университета, проводит выставки книг. Создан дизайн-проект научной библиотеки, который предполагает деление на три зоны: «тихую», «среднюю» и «громкую». Надеюсь, что наши хозяйственные службы к концу лета завершат масштабный ремонт, соответственно, появится новая инфраструктура, новые идеи. Это позволит сделать библиотеку любимым местом преподавателей и студентов.
Также в этом учебном году возрождено студенческое научное общество (СНО).
Приступили к реализации:
Одна из задач в этом направлении — увеличение количества диссертаций, защищаемых в существующем диссертационном совете и создание новых диссертационных советов. Вокруг диссертационного совета НГУЭУ начали появляться аспиранты и докторанты (порядка 40 кандидатских и докторских заявок), межвузовский научный семинар стал проходить на регулярной основе, принята программа поддержки публикаций членов диссертационного совета и размещения их в международных базах цитирования. Мы пока не продвинулись по созданию диссертационных советов по другим направлениям, но провели анализ потенциала НГУЭУ для их открытия. Мне очень нравится позиция заведующей кафедрой социологии Светланы Анатольевны Ильиных, она делает все, чтобы продвинуться в плане создания совета по социологии. Надеемся на успех.
Мне также нравится позиция кафедры статистики, на базе которой создан научно-образовательный центр «Статистика. Математика. Бухгалтерский учет». Опыт этой кафедры мы планируем распространить и на другие.
Также мы приступили к созданию центров научной активности на базе научных школ (зарегистрирована научная школа «Философия, этика и религиоведение», вводится система планирования работы научных школ).
Предпринят ряд шагов по получению научными журналами НГУЭУ новых статусов. Финансирование журналов переведено на грантовую основу, возобновлен выпуск «Научных записок НГУЭУ», совместно с НГТУ проводится работа по подаче журнала «Идеи и Идеалы» на включение в международные базы цитирования (два года присваивается DOI, оформление соответствует требованиям МБЦ).
Не сделано:
Отсутствуют научные школы гуманитарной направленности (37.06.01 Психологические науки (профиль «Психофизиология») и 46.06.01 Исторические науки и археология (профиль «История международных отношений и внешней политики)).
Место и роль уже созданных научных школ в деятельности университета остаются неопределенными.
Сейчас тот самый момент, когда у нас идет летняя приемная кампания. На сайте университета ведется трансляция из зала приемной комиссии, думаю, многие из вас уже смотрели ее. А в течение 2016-2017 учебного года мы занимались реализацией проекта «Качественный абитуриент — качественный студент». Что мы в рамках него сделали?
Качественный абитуриент — качественный студент
Сделано:
Мы обновили локальную нормативную базу работы приемной комиссии, создали скрипты технических секретарей, а также список часто задаваемых вопросов.
Также были проведены мероприятия по увеличению количества абитуриентов. Мы сделали упор на регионы: провели рекламную кампанию, выездные мероприятия, активизировали работу представительств, реализовали проект «Послы НГУЭУ» (ссылка), в котором приняли участие более 20 студентов, также реализовали проект «Университет 2.0».
Нужно сказать и о рекламно-информационной кампании и новых форматах привлечения абитуриентов. Был обновлен раздел «Поступающему» на сайте и лендинг Дня открытых дверей, проводятся интерактивные площадки в рамках Дней открытых дверей. Также на сайте реализован 3D-тур, идет видеотрансляция работы приемной комиссии. Скажу вам, что иногда, подписывая документы, я фоном включаю видеотрансляцию и смотрю, как идет работа в приемной комиссии. Все эти изменения аудитория встретила положительно.
Приступили к реализации:
Для привлечения иностранных студентов из стран СНГ начата целевая работа с абитуриентами из Казахстана: это и выезды к ним и работа через агентские соглашения. Информация о нашем университете размещается и по линии Россотрудничества. Я стал часто получать письма от Россотрудничества о том, что к нам кто-то едет учиться в магистратуру, бакалавриат.
Также мы приступили к реализации мероприятий по обеспечению качества абитуриентов: повышены минимальные баллы ЕГЭ, проведены 4 онлайн-олимпиады и региональные этапы всероссийских олимпиад, проводится целевая работа со школами-партнерами.
Мы приступили к целевому продвижению отдельных образовательных направлений и программ: разработали лендинг «Экология и природопользование», начали актуализацию рекламно-информационных материалов по этой программе. Тут я бы хотел отметить Татьяну Николаевну Дудину, которая заняла очень активную позицию в этой работе. И эта позиция правильная! Ведь уже давно существует проблема, что экологию выбирает небольшое количество абитуриентов.
Не сделано:
Мы не разработали новые форматы Дней открытых дверей. В этом году школьников было намного меньше, чем в прошлые годы. Может Дни открытых дверей себя изживают? Но, тем не менее, это не утешение.
Нами не была организована работа по привлечению студентов из дальнего зарубежья и деятельность по формированию целевых групп подготовки по заказам органов власти и бизнес-сообщества.
Карьера студента
Это направление работы — наша визитная карточка.
Сделано:
Развивается программа «Внеучебные траектории». Общее количество участников траекторий за 2 года — более 2000 студентов, актив — 300-400 человек. Это хорошие цифры. Как это всегда бывает, самые активные студенты — первокурсники, чем старше курс обучения, тем активность студентов снижается.
Нами были созданы дополнительные условия для студенческой академической мобильности: запущен конкурс тревел-грантов, реализуется совместный проект с Университетом прикладных наук и искусств города Кобург, 16 наших студентов поехали по обменным программам в Китай и Южную Корею.
Развивается инфраструктура поддержки внеучебной активности. В частности, реализуется программа бизнес-инкубатора, который сейчас является одной из основных площадок развития студенческих инициатив. Также работает студия молодежного телевидения, творческие студии и спортивные объединения. Впервые в этом году мы запустили проект «Битва факультетов».
Проводится конкурс студенческих инициатив, в этом учебном году было поддержано 10 проектов на общую сумму 289 тысяч рублей.
Приступили к реализации:
Был избран новый состав Совета учащихся, сейчас формируется план его работы на 2017-2018 учебный год.
Проводится подготовка к проведению студенческих форумов и конкурсов в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений (ПРДСО). В нее входят Форум молодежного предпринимательства, Форум качества образования, Форум по финансовой грамотности, Форум «Молодые юристы». Не забыты и наши традиционные форматы — 1 сентября, «ВыШка», «Мистер и Мисс НГУЭУ», «Ректорский бал».
Не сделано:
Не появилось новых студенческих объединений, таких же заметных, как CampUs и «АктивИМ», активисты которых окончили университет. Не были реализованы молодежные предпринимательские проекты, интеграция с основным образовательным процессом, вовлеченность НПР во внеучебную деятельность.
Имидж НГУЭУ
Сделано:
Формирование позитивного образа университета и расширение перечня партнеров и проектов. О нас действительно много пишут: уже как минимум два года мы практически не платим за размещение в СМИ, при этом стабильный поток информации с упоминанием НГУЭУ во внешних СМИ составляет 40-60 публикаций в месяц. Также мы расширили круг контактов на федеральном и местном уровнях — это WWF, Центробанк, Новосибирская филармония и т.д. На базе НГУЭУ проводятся мероприятия федерального и регионального масштаба.
В рамках развития программы «Выпускник НГУЭУ» мы расширили круг вовлеченных в жизнь вуза выпускников, в том числе благодаря кобрендинговому проекту «Золотая середина — Выпускник НГУЭУ». Мы запланировали конкурс проектов выпускников в рамках юбилея. Продолжается финансирование проектов по развитию вуза: например, БИНБАНК, в числе руководителей которого выпускник НГУЭУ Петр Морсин, выделил 2 миллиона рублей на юбилейные мероприятия университета.
Приступили к реализации:
Сформирован план проведения юбилейных мероприятий. Напоминаю, что 12 октября 2017 года пройдет торжественное мероприятие в филармонии с презентацией книги и фильма об университете. Также мы организуем крупный международный форум, конкурсы среди выпускников, студентов, абитуриентов, преподавателей. Это наш общий праздник, поэтому, если у вас есть какие-то идеи, можете обратиться с ними к Павлу Анатольевичу Новгородову.
Происходит обновление сайта: разработана новая структура, а также индивидуальные разделы факультетов и кафедр. Планируется ввод страниц НПР.
Идет обновление рекламно-информационных материалов о вузе, подразделениях, образовательных программах: подготавливаются новые шаблоны буклетов, презентаций, баннеры и т.д.
Не сделано:
Не обеспечено продвижение в основных рейтингах, таких как Национальный рейтинг университетов, рейтинг вузов «Эксперт РА», Webometrics. Мы решили, что надо все представлять по-честному и как есть, но пока нам не удается занимать высоких мест. Нужно больше работать.
Управление персоналом
Это один из ключевых проектов: если у нас будут хорошие кадры на всех уровнях, нам будет хорошо.
Сделано:
Надеемся перевести всех сотрудников на «Эффективный контракт». Для преподавателей СПО он уже разработан, переход состоится с 1 сентября 2017 года, также разработан эффективный контракт для АУП и УВП — до конца года запланирован перевод 100% сотрудников. Формируются предложения по уточнению показателей эффективного контракта для ППС по программам ВО для внедрения в 2018 году.
В рамках развития денежной мотивации персонала уточнена тарифная сетка оплаты труда, внедрены фонды заведующих кафедрами, внедрен подход деления квартальных премий работников категорий АУП и УВП на две части: за текущую работу (до 45% от заработной платы) и за проектную работу (до 20% заработной платы).
Развиваем мы и системы неденежной мотивации персонала — систему наград и льгот. Проводится беспрецедентная работа по награждению работников в рамках празднования 50-летия НГУЭУ: более 150 наградных дел в работе, будут представления к наградам всех уровней — от федерального до местного. Проведен региональный семинар-совещание с представителями Минобрнауки России о системе ведомственных наград.
Достигнуты результаты и в плане аттестации сотрудников НГУЭУ. От сплошной аттестации профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников мы отказались, так как есть процедура избрания. Для СПО разработано Положение. Также разработано Положение для других категорий работников и проведена аттестация Управления профориентации и Управления молодежной политики. Внедрена модель аттестации АУП, которая включает два этапа: оценка профессиональных знаний и умений; оценка персональных качеств и умения работать в команде.
Приступили к реализации:
Мы создаем систему вовлечения и мотивации персонала, которая предполагает определение KPI для структурных подразделений по всем реализуемым проектам и процессам и разработку системы персональной ответственности руководителей и мотивации исполнителей при реализации процессов и проектов на основе персональных KPI. Это частично внедрено в УФиБУ, УИТ, УМП и УДО.
Также мы приступили к реализации программ «Кадровый прорыв» и «У меня есть преемник». С первых дней работы в качестве руководителя вуза я говорил, что каждый должен выбрать своего приемника, и его имя не нужно скрывать. На данный момент разработано положение о кадровом резерве, реализован первый этап формирования кадрового резерва, кандидаты будут разделены на кластеры, и будут проходить обучение по индивидуальным траекториям. По каждой должности руководителя, в том числе заведующего кафедрой, будет определен возможный преемник.
Не сделано:
Не реализована программа «Дайте шанс порулить!» — не сформирован молодежный резерв в управлении университетом. Количество молодых заведующих кафедр и специалистов в НГУЭУ возрастает, но есть еще ряд позиций, на которые нужно выдвинуть молодежь, пока не находится таких кандидатов.
Аккредитация НГУЭУ
Сделано:
Проведено интернет-тестирование студентов НГУЭУ по сертифицированным аккредитационным педагогическим измерительным материалам (АПИМ) в рамках проекта «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» (Йошкар-Ола), получен сертификат качества.
Приступили к реализации:
Что я могу сказать, коллеги? После неудачи в аккредитации пришлось переформатировать это направление, было создано специальное подразделение. Я против того, чтобы у нас была истерия по поводу аккредитации. Должно быть совершенно внятное понимание того, что нужно сделать каждому факультету, каждой кафедре и управлению, чтобы пройти общую аккредитацию, которая состоится в следующем году.
Сейчас ведется сочетание формальных требований Рособрнадзора с профессиональными стандартами работодателей: созданы шаблоны для сбора информации и оценки кадровой обеспеченности на уровне конкретной ОП.
Также мы разрабатываем методические документы по подготовке и проведению аккредитации для деканатов, кафедр, управлений: создана папка в разделе «Документы вуза», в которой находятся НПА по аккредитации и руководящие документы Рособрнадзора.
Мы занимаемся также созданием системы контроля и самоконтроля подготавливаемых отчетных документов нормативным требованиям процедуры аккредитации.
Не сделано:
Получено положительное решение аккредитационной коллегии Рособрнадзора только по 2 из 5 заявленных программ. Одно из серьезных замечаний — это кадровое обеспечение программ. Коллеги, сейчас вам будет предлагаться повышать квалификацию по разным направлениям, также в рамках и нашего Управления дополнительного образования. Не отлынивайте. Вы просто не можете вести некоторые предметы, не пройдя профессиональную переподготовку.
Не разработан пакет шаблонов отчетных документов по направлениям деятельности управлений, факультетов, кафедр.
Это основные моменты, которые я хотел отметить по 10 проектам развития НГУЭУ. Как в целом оценивать работу университета? Мы движемся вперед, система «живая».
Я советую каждому декану, каждому заведующему кафедрой и начальникам управлений проводить в конце учебного года заключительные заседания, на которых отмечать то, что удалось сделать за год, а что — нет.
Остановлюсь еще на нескольких моментах.
Изменения в инфраструктуре
Мы стремимся стать современным университетом, и одним из признаков этого являются различные проекты.
Мы по-прежнему уделяем огромное внимание комбинату питания. Наша позиция заключается в том, чтобы не отдавать комбинат питания на аутсорсинг. У нас вкусно готовят, мы отвечаем за качество еды, но мы не готовы кормить сторонних посетителей столовой по ценам, близким к себестоимости, как внутренних клиентов. Именно поэтому мы ввели кампусные карты для сотрудников вуза и студентов, которые помимо всего прочего, позволяют питаться в столовой по старым ценам. Также нами была организована работа столовой в корпусе № 5 по субботам.
Радикальные изменения произошли в общежитии. Зайдите и вы увидите, насколько все поменялось. Там был проведен капитальный ремонт: введены в эксплуатацию две душевые комнаты на 20 мест, постирочная на 12 стиральных машин, 6 кухонь общего пользования. Также была произведена замена деревянных окон на пластиковые на 1-6 этажах. Все сделано действительно хорошо.
Что касается второго корпуса, это старый корпус, и он действительно отстает от других, но им мы тоже занимаемся. Уже проведен капитальный ремонт подвального помещения для размещения электронного тира и борцовского зала.
Конкретные изменения в 2016-2017 учебном году
Произошел ряд изменений в эффективном контракте с 1 октября 2016 года. Размеры выплат были проиндексированы в среднем на 25%. Введена ежемесячная стимулирующая выплата за выполнение функций заместителя заведующего кафедрой. Уточнены требования к владению иностранным языком. Хочу отметить, что многие преподаватели университета получали доплаты за то, что владеют иностранным языком и имеют сертификаты, причем это сотрудники не только кафедры иностранных языков. Введены выплаты за результаты НИРС (от 900 руб. за подготовку к конференции/олимпиаде до 2400 руб. за победу студента на всероссийском мероприятии). Индекс Хирша мы теперь считаем без учета самоцитирования. Знаете, 18 июня 2014 года я выступал пред коллективом и заговорил об индексе Хирша, тогда по глазам я понял, что большинство не знает, о чем идет речь. Сейчас же у нас индекс Хирша достиг небывалых высот! Но мы будем еще поднимать планку.
Средняя зарплата ППС у нас составляет 50 00 рублей и это неплохая сумма, в 2014 году она составляла 41 тысячу рублей. Могу сказать, что я иногда подписываю справки преподавателям на визу и удивляюсь: вижу и 70 000 и 80 000 рублей. Но есть те, кто ориентированы только на базовую часть, у них небольшие выплаты. И средняя зарплата всего персонала составляет около 40 000 рублей.