14.06.2017
В рамках серии круглых столов, посвященных общественному обсуждению проблем управления государственными, муниципальными и регламентированными закупками в современной России, в НГУЭУ состоялся круглый стол «Планирование в системе закупок для государственных и муниципальных нужд-2017». Организаторы мероприятия – Контрольное управление Новосибирской области, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ в Сибирском федеральном округе, Новосибирская торгово-промышленная палата и факультет государственного сектора НГУЭУ.
Напомним, что первая встреча в рамках серии круглых столов на тему госзакупок прошла весной этого года и была посвящена контролю и аудиту в системе государственных муниципальных закупок.
По словам заведующего кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимира Мельникова, проект рассматривается как площадка для обмена мнениями.
– По большому счету, наша стратегическая задача – это налаживание устойчивого диалога между контролирующими подразделениями и заказчиками с одной стороны, а также с заказчиками и поставщиками с другой, – отметил он.
Участников круглого стола «Планирование в системе закупок для государственных и муниципальных нужд-2017» поприветствовал декан факультета государственного сектора НГУЭУ Андрей Макарцев, который подчеркнул, что в ходе серии круглых столов появляется возможность провести глубокий анализ по отдельным заявленным проблемам.
– Глубокое изучение отдельных проблем и практики различных сфер нашей жизни является стилем нашего факультета, – добавил он. – В частности, нами был запущен проект круглых столов по спортивному праву совместно с фондом Александра Карелина. Я надеюсь, что и обсуждения, посвященные госзакупкам, приведут к тому, что мы сможем усовершенствовать правовую базу и практику реализации этого социально важного государственного института.
Приглашенными экспертами заседания стали начальник контрольного управления Новосибирской области Денис Рягузов, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области Ольга Григорьева, председатель комитета по контролю в сфере закупок мэрии Новосибирска Елена Волосатова, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов, директор Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ в Сибирском федеральном округе Екатерина Голдобина, заместитель начальника отдела контроля в сфере закупок контрольного управления Новосибирской области Денис Богер, начальник управления контрольно-ревизионной работы мэрии Новосибирска Наталья Катаева.
Первая с докладом на тему «Планирование закупочной деятельности в соответствии с законодательством о контрактной системе РФ» выступила начальник отдела сопровождения закупок НГТУ Наталья Сычева. Далее об актуальных проблемах планирования рассказала начальник отдела муниципальных закупок Городского центра технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений сферы культуры, спорта и молодежной политики Анастасия Талалай. Начальник отдела по контролю в сфере контрактных отношений Управления Федерального казначейства по Новосибирской области Ольга Трифонова обратила внимание на контроль планирования государственных закупок со стороны Федерального казначейства, а начальник отдела контроля эффективности закупок управления контрольно-ревизионной работы мэрии Новосибирска Ирина Грязина – на контроль планирования закупок муниципальных заказчиков.
Модератор заседания Владимир Мельников подчеркнул, что на сегодняшний день существует значительное количество нормативных актов, которые определяют процедуры планирования. Система закупок усложняется, технологии становятся продолжительнее с точки зрения реализации, и у всех участников этого процесса, как у заказчиков, так и у контролирующих органов, возникает ряд сложностей. У одних они связаны с необходимостью разъяснения ситуации, а у других – непосредственно с осуществлением действий, связанных с планированием закупочной деятельности.
– По большому счету, система закупок была задумана таким образом, чтобы убить сразу несколько «зайцев»: дать заказчику возможность закупать продукцию, которая бы ему более всего подходила и удовлетворяла потребности общества, получить свои бюджетные деньги своевременно, сделать закупки прозрачными и т.п., – рассказал Владимир Мельников. – Это все благие намерения, которые должны способствовать развитию российской экономики, потому что все это должно быть направлено на увеличение национального дохода. Но сложности кроются в деталях, и неприятность в том, что их становится слишком много.
На круглом столе было озвучено, что ситуация усложняется не только за счет увеличения количества появляющихся документов, но и технологий. Это создает нагрузку на заказчика, и возникает «проблема неблагоприятного отбора» – ситуация, которая будет приводить к ухудшению качества закупок в стране, несмотря на уточнение нормативной базы.