24.04.2017
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему опасения быть неуслышанными или непонятыми не должны мешать преподавателям вести диалог с администрацией.
Для успешной организации учебного процесса нужно ответить на три вопроса: «Чему учим?», «Кто учит?» и «Как учим?». В НГУЭУ мы активно обсуждаем эти вопросы. Отвечая на первый вопрос, кафедры НГУЭУ проводят встречи с работодателями, обсуждая и уточняя образовательные программы. Отвечая на третий вопрос — проводится целенаправленная работа по развитию инфраструктуры университета. Ключевым является вопрос о том, кто учит. Если не будет современных преподавателей, то не будет и хороших выпускников, а созданная инфраструктура будет не востребована.
Несколько дней назад я встречался со слушателями Академии педагогического мастерства — проекта НГУЭУ, направленного на повышение квалификации преподавателей как в области педагогики, так и в областях профильных дисциплин. Приятно, что слушателями Академии педагогического мастерства являются преподаватели не только НГУЭУ, но и других вузов, что позволяет обменяться опытом и установить контакты.
Мы говорили о том, как прошел первый модуль этой программы. Слушателям он в целом понравился, они называли фамилии тьюторов, заставивших задуматься о том, как выстраивать учебный процесс, как доносить информацию до студентов. А потом разговор вышел на другой уровень. Какое отношение сформировалось в нашем университете к внедрению новых образовательных технологий? Какова в нархозе роль преподавателя? Как преподавателей оценивает администрация НГУЭУ? Вопросов было поднято достаточно много, некоторые из них касались и насущных проблем — например, материально-технического оснащения. Так, оказалось, что в профессорско-преподавательской среде считают, что к разным корпусам у нас разное отношение, и поэтому в пятом корпусе все относительно хорошо, а во втором до сих пор есть доски, на которых мел крошится и плохо видно, что написано. И, конечно, в этих аудиториях нет мультимедийного оборудования. Это не совсем так, мы одинаково ценим все наши помещения и людей, которые в них работают. Поэтому в бюджете следующего года мы сделаем упор на ремонт и оснащение аудиторий второго корпуса. Пока из хороших новостей второго корпуса — построен зал для занятия борьбой и спортивный тир, который откроется на днях.
В общем, встреча была насыщенной, но мне показалось, что есть какая-то боязнь, что предложения не будут услышаны или будут не так поняты. Сложилось впечатление, что некоторые преподаватели зажаты, не готовы выходить к администрации с предложениями. Не знаю, с чем это связано… Я регулярно встречаюсь с преподавателями, однако все-таки не каждый день. Поэтому, когда можно поговорить о наболевшем и обсудить новые идеи, — нужно пользоваться этой возможностью!
Я убежден: чем больше сотрудников будет вовлечено в обсуждение учебного процесса и развитие университета в целом, тем выше шансы на успех.
Мне нравится, что у нас формируется актив преподавателей, которым интересны изменения в образовательном процессе: не просто выходить к студентам и начитывать лекцию, а преподносить свой материал ярко, заставлять студентов думать. В настоящее время уже четверть преподавателей повысили квалификацию и имеют возможность работать в среде MOODLE. Это — другой уровень подачи материала и общения со студентами. Давайте активно пользоваться этими возможностями. И следите за новостями. В мае будет специальные занятия по возможностям работать в электронной образовательной среде, курсы для «продвинутых» пользователей. Я увидел, что слушатели Академии педагогического мастерства получили заряд оптимизма, потому что увидели, что можно преподавать по-другому. Возможно, они попытаются это сделать в своих учебных курсах.
Конечно, пока рано ждать каких-то прорывных педагогических идей от участников проекта, им еще нужно осмыслить полученные знания, но, думаю, они будут работать над повышением качества образовательного процесса. А я хочу напомнить, что мы стараемся дать нашим преподавателям максимум возможностей для самореализации и креатива. Менять сложившийся уклад можно небольшими шагами — например, подав заявку на конкурс преподавательских инициатив, в рамках которого перспективные проекты получат финансовую или ресурсную поддержку. Приглашаю к участию в нем всех, кому небезразлична жизнь нашего университета!
Я — за создание комфортных условий преподавателям и за инициативы!