20.03.2017
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, как найти «золотую середину» в общении со студентами и сохранять уважение и к ним, и к себе.
В общении со студентами преподаватели зачастую впадают в две крайности. Одни ведут себя по принципу «я начальник, ты дурак» и забывают, что студенты — это взрослые люди. Другие об этом помнят и считают, что в таком случае со студентами можно вести себя «по-свойски».
В чем проявляется первая крайность? Я встречал таких преподавателей, которые, например, запрещали студентам читать журнал «Эксперт», потому что там печатается точка зрения, не совпадающая с точкой зрения преподавателя. Однако в чем принципиальная разница — вряд ли преподаватель сумел бы объяснить. Но дело даже не в этом, а в том, что фактически преподаватель заставлял студентов зубрить лекции, тогда как студенты должны научиться мыслить, сопоставлять факты, самостоятельно склоняться к той или иной точке зрения. Если же преподаватель с этим не согласен, он может завязать дискуссию, аргументировать свою позицию, а не делить все мнения на свое и неправильное.
Или другой пример — некоторые перед началом занятия устраивают перекличку, теряя на этом много времени, которое можно было бы уделить учебному материалу. Посещаемость, конечно, важна, но это не главное в учебном процессе. Главное — как студенты себя покажут на экзамене. А у меня бывали случаи, когда те, кто не ходил на занятия, потом блестяще сдавали мой предмет! И наоборот.
Или вот еще — сейчас в студенческой среде активно обсуждают преподавателя, у которого есть только две оценки: двойка и пятерка. А как же промежуточные этапы? Конечно, нельзя занижать планку, есть минимум, не зная которого, студент просто не может обучаться в вузе, получать высшее образование. Но при этом и круглыми отличниками не все должны быть — это просто не нужно в жизни.
В общем, педагог, конечно, обладает некой властью в своей аудитории, но зачем ее так явно демонстрировать?
Или другая крайность — преподаватель настолько хочет нравиться студентам, что забывает о том, что некоторая субординация все же должна быть и что, хоть студенты и взрослые люди, он все равно несет за них ответственность.
В своем блоге я уже проводил параллель между героями книг о Гарри Поттере и реальным миром. Сегодня уместно вспомнить еще одного персонажа — доброго друга героев, лесничего Хагрида. Когда его назначили профессором Хогвартса, Хагрид, никак не ожидавший такой чести, всячески пытался заинтересовать учеников своим предметом. При этом он предлагал юным волшебникам ухаживать за непредсказуемыми и опасными магическими существами — соплохвостами, гиппогрифами — что в итоге привело к несчастному случаю. Пусть и по вине ученика — самоуверенного Драко Малфоя.
Удивительно, но и в реальной жизни случается, что преподаватели в попытках понравиться студентам заходят, на мой взгляд, слишком далеко. Например, несколько лет назад, когда я был заведующим кафедрой, у меня на кафедре был преподаватель, который, не предупредив меня, вывез группу студентов на острова Обского моря с ночевкой — они там жгли костры, пекли картошку, сочиняли песни про финансовые инструменты и… сдавали экзамен. Он потом показывал мне видео: студенты разыгрывали сценки о том, что такое вексель и как его выписать… Все получили четверки и пятерки, всем, конечно, понравилось. А мне показалось, что студенты были слишком веселые, а летняя ночь, хоть и короткая, но происшествия возможны, возвращение веселых людей на лодках через Обь опасно и т. д.
Я с этим преподавателем продлевать контракт не стал — он, по-моему, так до конца и не понял, почему. А дело в том, что привлекать внимание к предмету нужно, и нестандартные приемы — это хорошо, но важно соблюдать некие академические границы.
Или другой пример, с риском никак не связанный, но тоже, на мой взгляд, находящийся «за гранью». Не так давно в нескольких интернет-изданиях вышли публикации о том, что преподаватель лицея НИУ ВШЭ весь урок читал рэп об истории XVI века, ученики потом все это выложили на YouTube. Это, по-моему, уже какие-то радикальные педагогические приемы.
Я считаю, что со стороны преподавателя не должно быть каких-то заигрываний, панибратства или жалоб на трудную учительскую долю и «какие-то копейки», за которые он вынужден тут что-то рассказывать студентам. Да, такое тоже встречается! И меня это удивляет — ведь это должно обсуждаться между преподавателем и администрацией, а не со студентами. К тому же, как правило, жалобы эти беспочвенны: я уже не раз говорил, что, когда я подписываю справки о доходах, некоторые преподаватели меня приятно удивляют — у них вполне достойные заработки, сопоставимые с рыночными. Но не будем отклоняться от темы, о том, как получать в НГУЭУ хороший доход, я тоже уже писал.
Резюмируя разговор о крайностях: преподаватель, конечно, должен заботиться о том, чтобы студентам с ним было интересно, чтобы они его понимали, но при этом нужно относиться и к ним, и к себе уважительно.
Я — за сдержанность в общении со студентами!