27.02.2017
Ректор Александр Новиков о том, почему важно учиться задавать вопросы, а также о том, какие в НГУЭУ есть возможности для общения с руководством.
На прошлой неделе я встречался со студентами-бакалаврами, чтобы поговорить с ними о магистратуре: не о конкретных моментах, связанных с поступлением, а о том, стоит ли продолжать свое обучение после четвертого курса, и как это решение может сказаться на карьере. Мне всегда интересно такое общение со студентами, потому что оно позволяет понять, на каком уровне осмысления своего жизненного пути находятся студенты. Меня порадовало, что на встречу пришли около 100 человек (притом не только старшекурсники), которые задумываются о своем будущем.
Но в этой встрече был еще один интересный момент, который мне хотелось бы сегодня отметить. Среди участников было несколько активных студентов, которых интересовала не только магистратура, но и другие вопросы: общежитие, кампусный проект. Одна девушка сказала: «Вот все сидят, боятся – а я спрошу!» И задала вопрос про кампусные карты. Меня это удивило – ее замечание о том, что все сидят и боятся. Не надо так делать, это неправильно! В любой ситуации, когда что-то непонятно, нужно спрашивать. К сожалению, это не единичный случай.
У меня впечатление такое, что мы теряем культуру задавать вопросы. Не возмущаться, не жаловаться, а именно задавать вопросы – настраивать эффективную коммуникацию. Это проявляется в разных сферах.
Например, в этом году в конце семестра я устроил для своих студентов конференцию, на которой те, кто задаст по-настоящему интересные и глубокие вопросы, могли получить дополнительный балл на экзамене. Две девушки были очень активны, «мучали» практически каждого докладчика – но дополнительного балла я ни одной из них не дал, потому что вопросы были очевидные, не такие, как требовалось. Или другой пример, о котором я уже писал, – кажется, некоторые преподаватели не понимают, что их контракты истекают 30 июня 2017 года, и не пытаются поговорить с заведующими кафедрами и выяснить, как повысить свои шансы на продление контрактов.
Отсутствие культуры задавать вопросы может быть связано с тем, что человек не хочет показаться в чем-то несведущим, некомпетентным. Либо ему неловко от того, что все вокруг молчат, он не чувствует поддержки. Но это в любом случае неправильно, с этим надо бороться. Я, например, всегда задаю вопросы, даже если кому-то они могут показаться неуместными. Ведь непонимание ни к чему хорошему не приводит. Если человек чего-то не понимает, он делает неверные выводы, он не может аргументировать свою позицию, он начинает жаловаться и ругаться – хотя этого можно было бы избежать. Есть, правда и позитивные примеры: в прошлом году, пока некоторые студенты паниковали по поводу реструктуризации вуза и писали об этом в соцсетях, студенты информационно-технического факультета трезво оценили ситуацию, подготовили коллективное обращение к администрации вуза, обосновав свою позицию, – и их пожелания в итоге были учтены.
Возвращаясь к мероприятию, которое прошло 20 февраля, могу отметить, что некоторые студенты используют любую встречу с руководством вуза, чтобы прояснить для себя ту или иную ситуацию и не боятся задавать вопросы даже не по теме. Это, наверное, правильно. Я всем им ответил.
Со студенческим ректором Алексеем Шорниковым мы наметили предварительно на 23 марта организацию большой встречи, на которую пригласим всех студентов НГУЭУ и будем обсуждать самые разные вопросы. Следите за анонсами!
А пока хочу обратить внимание на то, что если хочется что-то спросить, совсем необязательно ждать очередного собрания. У нас есть несколько эффективных инструментов, которыми вы можете пользоваться. Основной из них – это «Электронная приемная ректора», куда каждый день поступают письма. У кого-то, возможно, есть мнение, что это все впустую, и никто эти письма не читает – но это не так. Я лично читаю все обращения, иногда отвечаю сам, а часть переадресую проректорам и деканам, которые стараются как можно более оперативно дать ответ. Этот инструмент работает уже больше года и только с сентября 2016 года мы решили более 100 вопросов. Конечно, это не значит, что «клиент всегда прав» – не все обращавшиеся в электронную приемную получили положительный ответ. Но это правильно: не всегда можно сделать так, как хочет адресант.
Помимо электронной приемной мне также часто пишут по почте или в социальных сетях – эти сообщения я тоже не оставляю без внимания. Я считаю, что открытость руководителя – это одно из важных качеств. Именно поэтому я открыт для общения!
Я – за диалог!