15.02.2017
15 февраля в НГУЭУ прошел научно-методический семинар на тему «Электронное обучение (основные понятия и модели)». Его организатором выступил информационно-технический факультет.
Напомним, что развитию электронного обучения в НГУЭУ уделяется достаточно большое внимание — в 2016-2017 учебном году это направление даже вошло в число приоритетных для вуза: планируется перейти от отдельных проектов к полноценной системе электронного обучения, а также создать на ее основе сетевые формы взаимодействия с российскими и зарубежными вузами.
Участие в научно-методическом семинаре приняли деканы факультетов, заведующие кафедрами, преподаватели и сотрудники Управления информационных технологий. С докладом выступил советник при ректорате по учебной работе, профессор кафедры бизнес-информатики Александр Кричевский. Он рассмотрел процесс формирования основных понятий и терминологии в сфере электронного обучения, их закрепление в нормативно-правовых документах.
Так, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технологических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
Таким образом, электронное обучение — это целая система, одним из наиболее эффективных способов организации которой служит платформа MOODLE. Напомним, что работа в ней активно ведется в НГУЭУ на протяжении уже нескольких лет, а с прошлого учебного года регулярно проводятся курсы повышения квалификации, на которых преподаватели учатся разрабатывать курсы в системе MOODLE.
— Для российской системы образования «электронное обучение» — сравнительно новый термин, — подчеркнул Александр Кричевский. — В подавляющем большинстве отечественных публикаций, посвященных вопросам электронного обучения, это понятие отождествляется с термином «дистанционное обучение». У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия, которые следует знать. Многие университеты мира, реализующие программы дистанционного обучения, не используют ИКТ, в то время как вузы, реализующие электронное обучение, не используют его для целей дистанционного обучения. Таким образом, электронное обучение может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использоваться, а может не использоваться в электронном.
Докладчик отметил также основные компоненты и модели организации электронного обучения и рассмотрел требования Министерства образования и науки РФ к системам электронного обучения.
Также начальник Управления информационных технологий Константин Сухоруков выступил с презентацией проекта положения об электронном образовании в НГУЭУ.
Это основополагающий документ, который содержит в себе цели и задачи развития электронного обучения в НГУЭУ, терминологию, организационную структуру и распределение функционала между участниками этого стратегически важного проекта. В нем отражены подходы к стимулированию персонала в рамках данного проекта и система мониторинга.
— Наиболее остро на встрече обсуждалась тема мотивации преподавателя, так как создание электронного курса — это не просто переложение в электронный вид лекций и других традиционных учебных материалов, это полное их переосмысление, изучение и применение в обучении новых образовательных методик, основанных на современных компьютерных технологиях, способных удержать внимание современного студента, — комментирует Константин Сухоруков. — Все это требует от преподавателя больших трудозатрат, которые в будущем с лихвой окупятся: преподаватель будет меньше времени тратить на трансляцию знаний в аудитории, у него будет больше времени на совершенствование и систематизацию образовательного контента, улучшение его качества и доступности.
Организаторы отмечают, что это не последняя встреча по теме «Электронное обучение». О следующих семинарах будет сообщено дополнительно. К участию приглашаются все заинтересованные в своем развитии преподаватели.