17.10.2016
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, в каких направлениях будет развиваться образовательная среда нархоза и как на это могут повлиять студенты.
Я знаю, что во внешней среде к нархозу внимательно присматриваются: критикуют, восхищаются, обсуждают наши реформы — эмоции разные, но все понимают, что жизнь у нас бьет ключом!
Например, в последнее время у нас в университете активно обсуждается вопрос качества образования. И не только обсуждается, мы предпринимаем реальные шаги к тому, чтобы его повысить. У нас появились «маяки» — я уже об этом писал и неоднократно говорил. Это инициативные заведующие кафедрами, начальники управлений которые выдвигают креативные идеи, стараются их реализовывать. Конечно, многое реализуется в режиме проб и ошибок, но при этом появляются технологии и наработки, которые реально могут привести к изменениям в образовательном процессе НГУЭУ.
Самое главное — это поймать некий тренд, который сейчас существует в образовании.
На мой взгляд, одно из важнейших направлений — это развитие дистанционного и электронного обучения. Например, у нас в НГУЭУ используется среда MOODLE, которая позволяет преподавателю не только загружать задания, ролики, тесты, но и взаимодействовать со студентом, а также отслеживать, заходит ли он вообще в систему и с какими материалами работает. Студент, в свою очередь, может учиться в удобное для него время — кто-то любит это делать рано утром, а кому-то удобнее по вечерам. У нас уже достаточно много преподавателей, которые прошли обучение для работы в этой системе, они активно создают свои электронные курсы. И это направление в НГУЭУ будет развиваться.
Другой момент связан с дискуссионностью — очень многим нравится обсуждать различные вопросы. И мы должны в университетском кампусе создать площадки для таких диалогов. Я надеюсь, что центром научных дискуссий станет библиотека НГУЭУ, а дискуссии о жизни, поиске своего пути и самореализации впишутся в работу внеучебных траекторий.
Третье направление связано с различными образовательными экспериментами. Иногда на поле основного образования в силу его консервативности и обилия нормативов бывает сложно воплотить какие-то идеи, особенно если мы хотим сделать это оперативно. Но мы можем такие эксперименты ставить на поле дополнительного образования — там сейчас есть все условия для этого — или в рамках факультативных занятий. Если мы поймем, что удалось найти действительно удачные темы, формы подачи материала или взаимодействия со слушателями, будем включать их в основные образовательные программы.
Например, я считаю, что наши студенты должны обязательно прослушать два курса. Один — связанный с предпринимательством, другой — с корпоративным правом. Это те предметы, которые полезны любому человеку, ведь они позволят ему в дальнейшем открыть свое дело или стать участником чьего-то бизнеса. Учить этому — стратегическая задача нархоза, в том числе потому, что мы позиционируем себя как предпринимательский университет. И, думаю, реализовать эту идею как раз возможно в рамках дополнительного образования, факультативов, а для отдельных направлений подготовки — в рамках основного образования.
Также формированию качества образования способствует наш уникальный проект — внеучебные траектории. Этот проект позволяет студентам получить прямой контакт с интересными людьми, профессионалами в своей области, а также внедрять элементы новых образовательных технологий. Задача студентов — использовать возможности проекта «Внеучебные траектории» для формирования личной траектории успеха и повышения своего образовательного уровня.
Если же говорить в целом о повышении качества образования, то мы стараемся приглашать на работу настоящих профессионалов, хороших преподавателей, опытных специалистов или руководителей из «реального сектора», органов государственного и муниципального управления.
Но хотелось бы, чтобы и студенты были активными, чтобы они не просто слушали то, что им предлагает преподаватель, но и помогали внедрять новые формы обучения в организацию учебного процесса.
Я надеюсь на активную позицию в этом вопросе нового состава Совета обучающихся НГУЭУ и студенческого ректора Алексея Шорникова.
Как студенты могут это сделать? Проявлять инициативу, а иногда и требовать — почему у кого-то это есть, а у нас нет? Сейчас, например, мы начали преподавать курс «Экономическая теория» частично на английском языке для нескольких групп, студентов в которые отбирали на конкурсной основе. Не так давно подобный факультатив — «Государственное и муниципальное управление (на английском языке)» — организовали на кафедре региональной экономики и управления. И преподаватели мне рассказывали, что студенты других групп и даже других направлений подготовки и факультетов задают вопросы — а как попасть на такой курс, как запустить что-то подобное у себя? Мне это очень понравилось! Хотелось бы, чтобы студенты проявляли такую инициативу чаще. Мы, возможно, не все сможем сразу сделать — у нас может не быть кадров или других ресурсов — но нам важно понимать вектор интереса студентов.
Я убежден: качество образования в наших руках!