19.09.2016
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, как изменения в структуре ведут к изменениям в сознании.
Я не раз рассказывал о том, как поменяется в 2016-2017 учебном году структура университета и содержание разных направлений деятельности. Сейчас мы уже несколько недель живем в этой реальности.
Один из смелых экспериментов, которые мы провели, — это внедрение системы «2+2+2». Первая «2» — это базовая подготовка по гуманитарным и естественно научным дисциплинам с включением основ профильной подготовки. Вторая «2» — профессиональная подготовка на уровне бакалавриата. Третья «2» — профессиональная подготовка на уровне магистратуры и аспирантуры. Такая структура требует как организационных изменений, так и изменения сознания наших преподавателей, заведующих кафедрами, деканов факультетов.
Что мы реально сделали? Первое. Мы состыковали среднее профессиональное образование с высшим. Очень долго и очень много говорили о необходимости интеграции высшего и среднего специального образования. Однако реальной интеграции не было.
В настоящее время профильные профессиональные кафедры отвечают за выпуск обучающихся по всем уровням образования: среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. На отдельных кафедрах имеется и докторантура.
У студентов появилась возможность сквозного обучения на кафедре, при этом, понятно, что диплом они получат того уровня на который поступили. Так, студенты бывшего Бизнес-колледжа получат дипломы среднего профессионального образования, студенты, обучающиеся на программе бакалавриата, — дипломы бакалавров, в магистратуре — дипломы магистров, в аспирантуре — диплом об окончании аспирантуры и далее возможность защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В новых условиях некоторые студенты еще не разобрались в структуре вуза, беспокоятся, как они будут учиться на профильных кафедрах. Особенно волнуются студенты программ среднего профессионального образования. На самом же деле им нечего опасаться. Сейчас за их выпуск отвечают профильные кафедры — это положительно скажется на качестве образования.
Второй не менее важный момент — это то, что большинство абитуриентов, поступая в университет, как правило, точно не знают, кем они хотят быть. Например, они выбирают направление «Экономика» — но не знают, будут ли они работать бухгалтерами или финансовыми аналитиками. И, если хотят стать предпринимателями, то в какой сфере предпринимательства они планируют строить карьеру. Будут ли они работать в реальном производстве? Или они будут заниматься общественными финансами? Или их детская мечта — работать в налоговой инспекции? Или стать статистиками?
В прежней системе направление подготовки часто выбирали родители, а не абитуриент.
Поэтому нужно дать студентам время разобраться, посмотреть, познакомиться с преподавателями, пройти первую практику — и только после этого определиться, что им интересно. Наша система «2+2+2» позволяет это сделать: специализацию студенты получают с третьего курса. А в 19 лет человек уже более подготовлен, чем в 17, и может сделать осознанный выбор.
Третий момент связан с тем, что в старой системе организации учебного процесса многие базовые программы, которые формируют личность человека, пытались отодвинуть на второй план, говоря, что это все не нужно будущему специалисту, а важны только профессиональные знания. Так было, например, с гуманитарным блоком, когда стремились всячески сократить историю, философию, культурологию. Так было с математикой, которую воспринимали как оторванную от дальнейшего обучения дисциплину.
Наша идея в том, что вуз, который носит статус университета, должен готовить полноценных разносторонне развитых специалистов.
И как раз в рамках факультета базовой подготовки мы имеем возможность уделить должное внимание общекультурной подготовке студентов, при этом постепенно включая их в профессиональный контекст и позволяя определиться с профилем дальнейшего обучения.
В целом жизнь на факультете базовой подготовки устроена так же, как и на профильных факультетах — здесь тоже есть кафедры, ученый совет, совет обучающихся. При этом есть и большой плюс для преподавателей. Если раньше гуманитарные кафедры были разбросаны по разным факультетам и существовали там на правах бедных родственников (их проблемы часто не считались важными), то сейчас для них создана единая среда, они могут сообща решать актуальные для факультета вопросы.
Пока, конечно, рано давать оценки и говорить о полноценной обратной связи. Но я уже встречался с деканами всех факультетов после начала учебного года, мы обсуждали, что нравится и что не нравится студентам и преподавателям, какие есть проблемы на факультете, какие будут новые профили подготовки и как изменятся уже существующие. Так что ситуацию мы отслеживаем и стремимся создать комфортную среду для учебы и работы.
Я — за создание условий для подготовки востребованных выпускников!