05.09.2016
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, с чем НГУЭУ вступает в новый учебный год.
Все вы, наверное, слышали, что для людей из сферы образования Новый год наступает не 1 января, а 1 сентября. В каждой шутке есть доля правды: для нас это время новых начинаний, новых планов.
Для большинства из нас неожиданностью стала смена министра образования и науки РФ. Я в мае 2016 года участвовал в совещании, на котором Дмитрий Викторович Ливанов рассказывал о планах министерства. В его выступлении на этом совещании и ранее было много идей перестройки образования в целом и в организации высшего образования в частности. Некоторые из этих идей вызывали неоднозначную реакцию профессионального сообщества (как, например, концепция опорных вузов), некоторые свидетельствовали о том, что образование становится более современным с точки зрения организации процесса функционирования учебных заведений. Как отразится на вузах назначение министром Ольги Юрьевны Васильевой, пока трудно сказать. Но наша задача заключается в том, чтобы стать современным учебным заведением, где студентам комфортно учиться, а преподавателям — работать. В НГУЭУ создана новая структура, разработаны подходы к организации учебного процесса, определены приоритетные проекты, о которых я рассказал 31 августа 2016 года на собрании коллектива НГУЭУ. Наш подход внятный и очень конкретный — думаю, что в политику обновленного министерства образования и науки этот подход впишется.
Главное в нашем подходе — не количество и названия факультетов и кафедр, а то, что в основе: попытка изменить наше отношение к учебному процессу, научному творчеству, организации внеучебной работы.
Эта система предусматривает широкие возможности для динамичного развития, во многом это связно с приходом преподавателей-практиков из бизнеса и органов власти, новых заведующих кафедрами, большинство из которых полны идей и амбиций.
Основная наша задача сейчас — сделать учебный процесс интерактивным, уйти от простой начитки. Некоторые завкафедрами и в отпуске продолжали работать с абитуриентами, с преподавателями и сотрудниками, предлагали мне свои подходы. Например, мне очень нравится идея предметно-языкового интегрированного обучения, в рамках которого курс «Экономическая теория» у нас частично пока для небольшой группы студентов будут преподавать на английском языке. Это позволит изучать английский не на уровне «Меня зовут Вася» и «Как пройти в библиотеку?», а через призму конкретных профессиональных знаний. Так же и в математике: мы хотим, чтобы студенты не только знали формулы, но и представляли, в каких экономических ситуациях и задачах они могут быть применимы на практике. Сам я читаю курс «Финансовые рынки и финансовые институты» и недавно встречался с заведующим кафедрой и преподавателями, которые будут вести за мной семинары, чтобы обсудить, как включить студентов в процессы виртуального инвестирования на финансовом рынке и помочь им получать практические навыки, параллельно осваивая теоретический курс.
Все это — шаги в правильном направлении. Этот опыт мы будем анализировать и распространять на другие дисциплины.
Но хочется, чтобы и студенты были активны. Для того, чтобы система заработала, необходимы двусторонние усилия. Даже самым инициативным преподавателям трудно будет работать со студентами, которые не хотят учиться. Поэтому мы рассчитываем, что и они пойдут нам навстречу и будут думать о своей профессиональной карьере.
Я уверен, для того, чтобы ребята стремились к знаниям, нужна особая атмосфера. Вспомните свои школьные и студенческие годы. Бывает тех, кто хорошо учится, прессуют. А бывает и наоборот: когда складывается актив, который подтягивает отстающих — не только в освоении материала, но и во внеучебной деятельности. Такая группа становится дружной, а воспоминания об учебе в ней долго сохраняются в памяти. Важно создать в НГУЭУ атмосферу для формирования именно таких коллективов студентов. Для этого нужны определенные усилия как со стороны преподавателей, так и со стороны студенческого актива. Я также надеюсь, что Управление молодежной политики и Совет обучающихся, а также другие студенческие объединения, в том числе профком, сформирует подходы, которые будут способствовать развитию такого братства.
Еще раз с началом нового учебного года вас, дорогие коллеги и студенты! Вперед — к новым свершениям!
Я – за слаженную работу по формированию современного университета!