29.06.2016
На открытом заседании Ученого совета НГУЭУ, которое состоялось 28 июня, ректор Александр Новиков выступил с докладом «Основные итоги развития НГУЭУ в 2015-2016 учебном году».
Доклад ректора состоял из 9 частей: стратегия развития НГУЭУ, результаты НГУЭУ в Мониторинге эффективности деятельности вузов в 2016 году, основные достижения университета, проекты развития НГУЭУ в 2015-2016 учебном году (совершенствование системы управления, учебная работа, научная работа, молодежная политика, НГУЭУ во внешней среде, развитие инфраструктуры). В последней части был приведен детальный анализ достижений и проблемных зон по направлениям.
В завершение доклада Александр Новиков обозначил приоритетные задачи университета в следующем учебном году, о которых более подробно он расскажет на традиционном собрании коллектива 31 августа 2016 года.
Ознакомиться с основными тезисами доклада можно в презентации. Далее приводится полная расшифровка выступления ректора:
Стратегия развития НГУЭУ
Наша стратегическая цель — превращение НГУЭУ в конкурентоспособный региональный университет.
Реализация этой стратегической цели позволит создать условия позиционирования НГУЭУ как предпринимательского университета. Это важно, так как формирование предпринимательского университета является основой для получения статуса опорного вуза. Также реализация этой цели позволит повысить конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда и обеспечить формирование бренда «Выпускник НГУЭУ — гарантия качества и престижа».
Необходимым условием достижения стратегической цели является реализация концепции вовлеченности преподавателей, сотрудников и студентов в развитие НГУЭУ.
Результаты мониторинга эффективности деятельности вузов в 2016 году
НГУЭУ успешно прошел Мониторинг эффективности деятельности вузов, результаты которого были объявлены в июне 2016 года.
НГУЭУ продемонстрировал положительную динамику по большинству показателей. Наиболее значительное повышение эффективности произошло в сфере международной деятельности (+37,1% по отношению к результатам прошлого года) и по показателю «Заработная плата ППС» (+16,4%).
Основные достижения НГУЭУ в 2015-2016 году
Можно выделить 10 главных достижений в 2015-2016 учебном году:
1. Развитие НГУЭУ. За этот учебный год нархоз перешел от стабилизации основных видов деятельности к поступательному развитию.
2. Реорганизация структуры университета путем формирования состава факультетов и кафедр, максимально ориентированных на потребности работодателей. Я напоминаю, что сейчас у нас происходит реструктуризация, и мы перешли на формулу 2+2+2: первые два года обучения — общая подготовка, в четвертом семестре — выбор профиля, профессиональная подготовка под потребности работодателей, и затем — магистратура, аспирантура, докторантура.
3. Аккредитация новых специальностей. Мы очень активно расширяли наше образовательное пространство, получили аккредитацию пяти новых специальностей, семи программ аспирантуры, исполнили давнюю мечту открыть магистратуру по юриспруденции, а также магистратуру по «Бизнес-информатике» и направление бакалавриата «Политология».
4. Реализация проекта «Электронный университет». Мы сильно продвинулись по внедрению базовой версии системы «Тандем» для всех уровней образования, по созданию системы электронного документооборота, созданию информационной системы учета активности преподавателей — эта система еще не до конца освоена, но является очень важной, и мы уже получили электронную оценку уровней подготовки дипломных работ.
5. Разработка и реализация технологии массового приема «чужих» студентов, технологии «Операционного офиса». Так получилось, что за прошедший учебный год мы взяли на обучение студентов новосибирского филиала Российского экономического университета им. Плеханова, Томского экономико-юридического института и Новосибирского гуманитарного института — это была очень серьезная проблема для города, потому что это один из лучших частных вузов Сибири.
6. Реорганизация дополнительного образования на основе централизации функций набора и сопровождения программ обучения.
7. Реализация программы «Забота о карьере студента» путем формирования семи внеучебных траекторий. Мы предложили студентам конкретные траектории развития, было проведено более 100 мероприятий — это практически по два мероприятия в неделю. К реализации были привлечены преподаватели, а участвовали более 600 студентов.
8. Позиционирование НГУЭУ во внешней среде. Мы провели анализ публикационной активности. На первом месте, конечно, классический университет — НГУ. НГУЭУ — второй вуз в Новосибирске по числу упоминаний в средствах массовой информации. Также мы в этом году активно работали с органами государственного и муниципального управления, бизнес-сообществом, выпускниками нархоза.
9. Внедрение креативных подходов к организации набора абитуриентов. Сейчас мы находимся на этапе набора абитуриентов и довольны тем, как идет этот процесс. У нас были такие находки, как проект «Университет 2.0», лендинг «Виртуальный день открытых дверей», работа со школьными пресс-центрами, креативные дни открытых дверей бакалавриата.
10. Организация крупного международного научного мероприятия – Первого открытого российского статистического конгресса. Мы получили огромное количество откликов, и почти все наши ведущие преподаватели были вовлечены в этот процесс.
Проекты развития НГУЭУ в 2015-2016 учебном году
Я выделил несколько проектов развития нашего университета в этом году: совершенствование системы управления, учебная работа, научная работа, молодежная политика, НГУЭУ во внешней среде и развитие инфраструктуры.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Главным достижением формирования системы управления НГУЭУ как хозяйствующего субъекта стал подход к университету как к организации на основе внедрения современных управленческих технологий, в том числе проектного подхода, развития системы бюджетирования, планирования деятельности, подбора кадров.
Что удалось?
Внедрение системы финансового управленческого учета. Ликвидированы различные непрозрачные схемы, а авторы этих схем уволены. Сейчас система является достаточно прозрачной.
Автоматизация учебного процесса высшего образования в единой системе «Тандем. Университет» по модулям: учебный процесс, сессия, движение студентов и начисление стипендии, дипломирование, планирование нагрузки ППС.
Создание эффективной системы документационного обеспечения управления и внедрение системы электронного документооборота.
Оптимизация штата путем развития аутсорсинга. Мы передаем на аутсорсинг целые подразделения, и этот процесс еще не закончен.
Совершенствование системы оплаты труда на основе эффективного контракта для ППС. Средняя заработная плата преподавателей у нас составляет 45,7 тысяч рублей, что на 8% выше аналогичного показателя прошлого года. Кто-то из вас скажет: «Я такие деньги не получаю». Но это означает, что есть люди, которые их получают, есть целые кафедры, очень активные, которые получают намного больше среднего, — и мы таких людей будем поддерживать. В целом, выплаты по эффективному контракту за текущий учебный год выросли более чем в три раза. Ученый совет принял положение по усилению выплат по эффективному контракту в среднем на 25%. Мы хотим, чтобы люди, которые эффективно работают, много получали.
Совершенствование системы материальной поддержки обучающихся. Мы разработали новое положение о повышенных стипендиях, что позволило более справедливо и корректно с точки зрения требований Минобрнауки РФ распределять стипендиальный фонд. Отменена неэффективная система скидок на обучение и введена система грантов, позволяющая хорошо успевающим студентам, обучающимся на платной основе, экономить до 25% стоимости обучения. Мы оказываем материальную поддержку студентам-бюджетникам, снимающим жилье, в том числе компенсируем часть арендной платы.
Что не удалось?
- Расширить процесс децентрализации финансов.
- Усовершенствовать систему ценообразования.
- Внедрить эффективный контракт для сотрудников, не являющихся ППС — в будущем году для каждого подразделения будут определены показатели эффективности.
- Создать современную систему управления персоналом. К сожалению, в университете большая текучка кадров, в том числе по инициативе администрации. В некоторых подразделениях за то время, что я работаю, пришлось два-три раза поменять руководителя, так как люди не отвечают требованиям.
УЧЕБНАЯ РАБОТА
Главным достижением здесь является начало работ по формированию актива преподавателей, способных применять современные образовательные технологии и создавать учебный материал в среде электронного обучения MOODLE.
Особенность прошедшего учебного года — попытка привлечь к учебному процессу представителей бизнеса и органов государственного и муниципального управления: как через создание базовых кафедр, так и путем включения их в состав академических кафедр. Многие практики хотят к нам прийти работать, и мы не можем им отказывать, ведь это люди, которые могут дать студентам уникальные знания. Есть некоторые заведующие кафедрами, которые могли бы продолжить работу на своей должности, но я принял решение не приглашать их. Причина — в их отношении к специалистам из реального сектора: когда бизнесмен приходит со словами «Я хочу у вас работать, прочитать курс», а ему отвечают «Нет» (при том, что на одного преподавателя приходится ставка, полставки и 30 часов) — это неправильный подход.
Что удалось?
Развитие системы электронного обучения на базе MOODLE. Мы обучили четыре группы преподавателей (48 человек) работе в новой версии MOODLE. В системе дистанционного обучения ТГУ прошли обучение 12 преподавателей. Мы провели конкурс на выделение 16 грантов преподавателям и творческим коллективам для разработки 26 электронных учебных курсов.
Создание системы дистанционных образовательных технологий. Мы экспортируем электронный контент учебных курсов из системы 1С в систему MOODLE (в рамках пилотного проекта ЮРПО 31 «От 1С к Moodle»).
Развитие классических образовательных технологий с использованием современных технических средств. Расширены возможности использования мультимедийного оборудования (введено дополнительно 11 аудиторий), оборудован новый компьютерный класс, обновлен существующий компьютерный класс (в целом, теперь университет имеет 29 компьютерных классов).
Серьезные шаги в методической работе. Мы наконец утвердили требования к электронным учебным курсам, скорректировали 550 учебных планов с учетом мнения работодателей и научно-педагогических работников, осуществили процедуру «перезакрепления» дисциплин за кафедрами. Эта работа будет продолжена — будет новая структура профилей, новые программы подготовки.
Реформировано Управление дополнительного образования на основе централизации функций набора и сопровождения на программы дополнительного образования, что позволило сделать систему прозрачной. Мы попытались вовлечь в процесс дополнительного образования факультеты, кафедры и другие структурные подразделения вуза (ЭФ – 13 программ, СГФ – 5 программ, ИТФ и ЮФ по 1 программе). Удалось упростить процедуру разработки документации по подготовке программ ДПО к открытию, выработан единый подход к набору слушателей и продвижению программы на внешнем рынке.
Активизирована работа с представительствами НГУЭУ в регионах. Ранее представительства работали интуитивно, были сами по себе. Мы вернули их из «свободного плавания» к планомерной работе по привлечению абитуриентов и частичному контролю обучающихся. Внедрена система обсуждения проблем представительств через скайп-сессии, контроль за работой на основе еженедельной отчетности, появилась практика проведения дня открытых дверей в представительствах и близлежащих к ним городах.
Что не удалось?
- Создать методику оценки качества преподавания дисциплин студентами и внешней средой. Некоторые преподаватели вообще возмущены такой постановкой вопроса: они считают, что студенты не должны оценивать преподавателей. Я с этим полностью не согласен. Я считаю, что нужно получать обратную связь от тех, кого мы учим. Мы провели два форума качества образования, выработали какие-то методики, но, к сожалению, так и не применили их.
- Создать условия для проведения различных видов практик студентов. Практика студентов часто носит формальный характер — и решить эту проблему нам предстоит в следующем учебном году.
- Обеспечить целевые заказы от представителей бизнеса на обучение специалистов. Это ключевой момент, показывающий, нужен наш вуз или нет. Если он кому-то нужен — то почему у нас нет целевых групп обучающихся?
- Создать Совет преподавателей-инноваторов.
- Создать Академию педагогического мастерства.
- Провести конкурс «Преподаватель года» со стороны администрации вуза.
НАУЧНАЯ РАБОТА
Главным достижением прошедшего учебного года в научной работе стало сохранение и обновление действующего диссертационного совета, а также организация участия университета в выполнении хоздоговорных НИР по заказу государственных и муниципальных органов управления, хозяйствующих субъектов.
Что удалось?
Разработана технология участия в конкурсах и грантах на проведение хоздоговорных НИР, которая включает в себя поиск конкурсов и грантов, подготовку и подачу заявок на участие, проведение работ и отчетность. Долгое время в университете существовало мнение, что никакие гранты вообще невозможно выиграть. Но все это не так: мы сейчас очень активно участвуем в конкурсах (практически каждую неделю подаем заявки). Опыт у нас еще небольшой, но результаты есть: только в 2016 году НГУЭУ участвовал в 11 конкурсах, выиграл 4 из них на общую сумму 1624 тыс. руб. В настоящий момент в разработке находится 15 заявок на участие в конкурсах.
Продолжено проведение межкафедральных научных семинаров — и мне это очень нравится. Это позволило нам не снижать требования к докторским и кандидатским диссертациям.
Продолжено создание научных школ. Мы создали научную школу под руководством Олега Альбертовича Донских (направление 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»).
Проведен эксперимент по привлечению в аспирантуру обучающихся на условиях выдачи целевых научных грантов «90/10» (когда аспирант оплачивает только 10% стоимости обучения). Требования для получения гранта серьезные. Надо отметить, что часть людей этот эксперимент не выдержала, и им был предоставлен выбор — заплатить полную стоимость или отчислиться.
Продолжена реализации программы «Молодой докторант» через систему грантовой поддержки — мы выдаем гранты и для обучения в докторантуре.
Принято положение о научно-исследовательской лаборатории, определены принципы и механизм создания новых научно-исследовательских лабораторий.
Решены вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью авторов публикаций. Если вы помните, в начале учебного года была скандальная ситуация: наши преподаватели говорили, что если они написали методичку, то она только им принадлежит и никому они ее не отдадут. Сейчас эту проблему удалось решить, работы передаются в интеллектуальную собственность университета.
Разработан и введен в действие регламент подготовки и прохождения рукописей научных работ к изданию.
Увеличен индекс Хирша. Помню, два года назад, когда я только начинал работать, некоторые сотрудники вообще не знали, что такое индекс Хирша и зачем он нужен. За прошедший учебный год наш индекс Хирша вырос в 1,5 раза, в среднем по НГУЭУ он сейчас составляет 3,2.
Проведены традиционные научные мероприятия — «Сибирский кадровый форум», всероссийские олимпиады «Банковское дело», «Рынок ценных бумаг», «Управление персоналом», форум «Новопиарск».
Статус библиотеки НГУЭУ повышен до научной. Мы также приняли на работу нового директора библиотеки, и, я надеюсь, скоро увидим изменения в ее работе.
Что не удалось?
- Открыть новые диссертационные советы. Мы несколько раз пытались открыть советы в областях экономики и социологии, но пока безуспешно.
- Увеличить количество защит в существующем диссертационном совете. Хотя сейчас начинает формироваться портфель.
- Существенно увеличить публикационную активность научно-педагогических работников в системах Scopus и Web of Science. Это касается прежде всего заведующих кафедрами — это показатель эффективности их работы. Вы помните, что по итогам четвертого квартала 2015 года большинство завкафедрами либо вообще не получили премию, либо получили — но так, чтобы купить шампанское, торт и поздравить коллектив с Новым годом. А некоторые — те, у кого на кафедре ситуация лучше, — получили очень серьезные суммы.
- Выполнить норматив по привлечению внешнего финансирования в размере 50 тыс. руб. на одного НПР. Это не удалось большинству кафедр НГУЭУ.
- Организовать результативное научное сотрудничество с зарубежными вузами и научными организациями.
- Создать студенческое научное общество — как центр научной активности студентов.
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Главным достижением в молодежной политике является разработка программы «Забота о карьере студента» на основе реализации семи внеучебных траекторий. Особое внимание уделялось формированию инфраструктуры для реализации студенческих инициатив, в частности строительство и ввод в действие бизнес-инкубатора, в котором будут проводиться многие студенческие мероприятия.
Что удалось?
Сформированы центры активности студентов на основе развития существующих студенческих объединений и появляются новые. Например, мне очень нравится, что у нас создан студенческий профком, в который уже активно вступают студенты.
Проведены всероссийские студенческие форумы — Форум качества образования, Форум молодежного предпринимательства и другие.
Сформирован волонтерский корпус, который активно работает.
Стабильно работает Студенческий клуб, проведены традиционные мероприятия — Ректорский бал, конкурс «Мистер и Мисс университет» и другие студенческие конкурсы, КВН.
Что не удалось?
- Активизировать работу Совета обучающихся НГУЭУ. Он у нас, можно сказать, вообще не работает. В следующем учебном году, надеюсь, студентам удастся избрать активный состав Совета обучающихся.
- Стабилизировать кадровый состав Управления молодежной политики.
- Наладить планомерную работу кураторов внеучебных траекторий.
УНИВЕРСИТЕТ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
Главным достижением НГУЭУ во внешней среде является позиционирования университета как открытой организации, работающей со всеми категориями потенциальных партнеров — работодателями, абитуриентами, органами государственного и муниципального управления, представителями бизнес-сообщества, средствами массовой информации.
Что удалось?
Сформирован Попечительский совет НГУЭУ и, что мне приятно, некоторые члены совета запустили собственные проекты с совместно с НГУЭУ.
Систематизированы взаимоотношения с выпускниками, работодателями. Запущены проекты «Дай тему» (возможность предложить темы дипломных работ, а студенты будут работать именно под ваш заказ), программа лояльности «Выпускник НГУЭУ», рубрика «Истории успеха» на нашем сайте, в которой рассказывается о наших выдающихся выпускниках. Мы также рассылаем ежемесячный дайджест выпускникам, сейчас на рассылку подписаны около 2 тысяч выпускников. Проведены круглые столы с работодателями, посвященные обсуждению направлений подготовки НГУЭУ. И много другое.
Усилена работа с органами государственной власти — мэрией Новосибирска, Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области, Агентством инвестиционного развития.
По-новому организована работа с абитуриентами — об этом я уже упоминал. Запущен крупный проект «Университет 2.0», дистанционные олимпиады для школьников, разрабатываются новые форматы работы с абитуриентами, ведется работа со школами Казахстана, появились тесные связи с отдельными учебными заведениями.
Медиаактивность университета на внешнем рынке достаточно высока, произошла систематизация информационной работы в целом (это касается новостного потока на нашем сайте, газеты «Наша Академия» — помните какая была год назад? — активная работа ведется в соцсетях, трансляцию на мониторах все любят смотреть, особенно студенты — они спрашивают, как туда попасть на экраны, чтобы тебя целую неделю показывали).
Началась систематическая работа по фандрайзингу. Мы многие вещи стали делать за счет спонсоров, хотя еще недавно у многих наших коллег и в мыслях такого не было. Сейчас мы этим активно пользуемся, и, надо сказать, большинство наших выпускников и работодателей очень хорошо ведут себя: охотно включаются в проекты университета. У нас появились стипендиальные и призовые фонды, спонсорство выпусков газеты «Наша Академия», партнеры помогают в закупкой оборудования, благоустройством кампуса и т.п.
Наработан опыт организации крупных мероприятий как на базе НГУЭУ, так и во внешней (в том числе и зарубежной) среде.
Создана группа экспертов из числа научно-педагогических работников НГУЭУ, компетентно сотрудничающих со СМИ. Помните, я год назад сказал, что основной эксперт во внешней среде — это я? И, возможно, еще Павел Анатольевич Новгородов. Сейчас многие наши сотрудники выступают по радио, на телевидении, ведут колонки в газетах. Что важно, они делают это от своего имени, но указывают, что являются сотрудниками нашего университета.
Что не удалось?
- Занять высокие места в зарубежных и отечественных рейтингах (по нескольким объективным причинам).
- Разработать программу «НГУЭУ и зарубежные партнеры: направления прорыва».
- Перестроить работу музея НГУЭУ.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НГУЭУ
Это последняя рубрика основной части моего выступления.
Главным достижением в развитии инфраструктуры НГУЭУ является создание комфортных условий для студентов, преподавателей и сотрудников НГУЭУ.
Что удалось?
Создана открытая зона Wi-Fi с бесплатным доступом в интернет во всех корпусах и общежитии НГУЭУ. Среднее количество одновременных подключений к сети в дневное время — около 800.
Введена в эксплуатацию новая система хранения данных для использования в серверной инфраструктуре. Это позволило усилить надежность, отказоустойчивость и производительность информационной инфраструктуры НГУЭУ.
Обеспечен технический стандарт кафедры и других структурных подразделений. Я думаю, сейчас у нас уже нет заведующих кафедрами, которые говорят, что у них оборудование 1993 года, т.к. его обновили.
Запущена система информирования студентов.
Завершен переход на цифровые технологии в телефонии.
Активно развивается комбинат питания. Сейчас в его составе две столовые, два кафе, четыре буфета, в том числе в общежитии. Увеличена продолжительность работы (в том числе в субботу). Я считаю, что наш комбинат питания — лучший среди вузов города Новосибирска.
Значительно улучшились условия проживания в общежитии:
- размещение студентов в общежитии по факультетам;
- создание системы автоматизированного учета проживающих в общежитии;
- ремонт коммуникаций и мест общего пользования;
- создание комнат для занятий;
- открытие двух тренажерных залов.
В общем, как же хорошо стало жить!
Проведены адресные ремонтные и восстановительные работы в корпусах вуза:
- кровля второго корпуса;
- частично кровля третьего корпуса;
- ремонт аудиторий во втором и третьем корпусах;
- подготовка «бизнес-аудиторий» в четвертом корпусе, для проведения занятий в рамках программ допобразования;
- ремонт помещений деканатов экономического и юридического факультетов;
- ремонт бизнес-инкубатора.
Увеличено время работы бассейна, изменена система обслуживания клиентов.
Открыта парковка у первого и пятого корпусов. Также мы отдали распределение парковочных мест в ведение профсоюза.
Что не удалось?
- Не начато строительство нового общежития. Этот проект так и завис, естественно, мы обсуждаем его с нашими партнерами — но это достаточно больная, сложная тема.
- Развитие инфраструктуры для обучения студентов с ограниченными возможностями. Сейчас только пятый корпус оборудован соответствующим образом.
- В полном объеме не запущена инфраструктура базы «Олимп».
Что дальше?
Я просто несколько кратких тезисов озвучу. В следующем учебном году нам предстоит:
- Реализация концепции формирования предпринимательского университета.
- Работа НГУЭУ в новых условиях проведенной реструктуризации основного и дополнительного образования. Создать новые кафедры и привлечь новых преподавателей — это только первый шаг. Но чтобы работа велась эффективно, чтобы создавались новые программы, чтобы абитуриенты стремились поступить на них, чтобы была реальная конкуренция за лучших студентов — для всего этого еще необходимо провести серьезную работу.
- Открытие новых и изменение содержания существующих профилей подготовки студентов. Я бы сказал, что эта работа у нас уже должна быть завершена к осени — до октября. Так что приступать к этому нужно уже сейчас.
- Утверждение стратегии развития электронного обучения НГУЭУ и создание образовательного портала «Электронный университет» на базе системы MOODLE.
- Внедрение системы спецкурсов. Это сложный момент. Некоторые заведующие кафедрами это уже обсуждают. Предполагается, что часть спецкурсов будут обязательными, а часть — по выбору. Мы также начнем преподавать дисциплин на английском языке: на кафедре экономической теории и кафедре региональной экономики будут запущены такие курсы совместно с кафедрой иностранных языков. И нам точно необходимо усилить естественно-научный и гуманитарный блоки.
- Мы будем формировать новые подходы к организации научной работы в НГУЭУ. Эта сфера еще не прошла реорганизацию, и про новые подходы мы расскажем осенью.
- Реализация проекта «Практика студентов».
- Развитие внеучебных траекторий, в том числе на базе бизнес-инкубатора.
- Формирование позитивного образа и устойчивых связей с бизнес-сообществом, органами государственного и муниципального управления с акцентом на лидеров (на лидеров!) в стране и в регионе.
- Определение новых акцентов в работе с абитуриентами: ставка на лучших (нам нужны не просто абитуриенты — нам нужны отличные абитуриенты!), привлечение иностранных абитуриентов, и, как я уже сказал, формирование целевых групп обучающихся.
- Поиск новой модели студенческого самоуправления.
- Дальнейшее развитие инфраструктуры НГУЭУ.
Подробности о том, что нас ждет дальше, — 31 августа 2016 года на нашем традиционном «предновогоднем» собрании преподавателей и сотрудников.