13.06.2016
Ректор Александр Новиков объяснил причину повышения стоимости обучения в НГУЭУ.
Вопрос оплаты обучения всегда остро стоит для студентов, для абитуриентов он зачастую бывает решающим при выборе университета. В течение трех лет мы не повышали стоимость обучения, и когда все вузы повышали ее на уровень инфляции, у нас была возможность не прибегать к таким мерам. Сейчас игнорировать экономические условия нельзя, и для развития университета, финансирования наших проектов мы вынуждены настраиваться на ситуацию в экономике. Сразу хочу пояснить, что за 2015 год уровень инфляции по оценкам отдельных исследователей составил около 12%, однако мы исходим из официальных оценок и повышаем цену за обучение немного больше, чем на 6%, в абсолютных значениях повышение стоимости будет относительно небольшим – около 3-6 тысяч рублей за год. В ближайшее время со студентами будут заключены дополнительные соглашения по этому поводу.
Мы практикуем такой подход – студенты-отличники и «хорошисты», обучающиеся на коммерческой основе, поощряются за хорошую учебу специальными грантами. Понятно, что таких грантов немного, но они могут в некоторой степени компенсировать затраты на обучение, для некоторых этот грант – первый небольшой доход.
Что касается преподавателей, у которых может появиться закономерный вопрос – будет ли индексироваться их заработная плата, то я уже говорил о том, что Министерство образования и науки рекомендует работать по эффективному контакту с соотношением 70% – базовый оклад, 30% – стимулирующие выплаты. Так как соотношение этих частей для преподавателей НГУЭУ 80% на 20%, мы находимся в ситуации, когда базовую часть повышать необязательно. Все будет зависеть от итогов набора этого года, а как мы уже много раз говорили, Россия в 2016 году оказалась на дне демографической ямы, кроме того, бюджетных мест выделено немного. Мы очень активно работали в плане привлечения абитуриентов, рассказывали о преимуществах нашего вуза, о том, как мы меняем подход к обучению, к организации научной деятельности, как развиваем специальную программу «Забота о карьере студентов». Я часто общаюсь со студентами, присутствую на мероприятиях, и нельзя не заметить, что студентам становится все более комфортно учиться в НГУЭУ. Мы надеемся, что к нам придут абитуриенты, которые хотят не просто получить «корочки», а которые сознательно хотят получить определенную профессию. Наша задача – сделать для этого все возможное.
Я хочу призвать преподавателей активно повышать свой доход за счет стимулирующей части. На последнем заседании Ученого совета НГУЭУ были внесены изменения в эффективный контракт – за некоторые показатели, которые формируют стимулирующую часть, мы значительно увеличили выплаты. Надеюсь, что стимулирующая часть заметно вырастет у тех преподавателей, кто активно работает в научном, в методическом направлениях, в организации различных мероприятий, в формировании имиджа вуза. Эти преподаватели будут получать достаточно много. Доход некоторых преподавателей и сейчас сопоставим с работой в бизнесе.
Жизнь так устроена, что сложно сказать, придется ли в следующем году опять повышать стоимость обучения. Перед нами сейчас стоит другая задача – чтобы у университета появились новые источники финансирования, не только за счет образовательной деятельности, но и за счет научной, консалтинговой деятельности, доходов от программ дополнительного образования.
Сейчас мы начали формировать экспертные группы и творческие коллективы, которые участвуют в конкурсах на получение грантов от органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, и эти коллективы стали гранты выигрывать. В НГУЭУ очень хорошая система распределения дохода от грантов: 90% от гранта поступает творческому коллективу, 10% получает университет. И если грантов будет много, доход НГУЭУ будет существенным. Еще один важный источник - программы дополнительного образования, и мы надеемся на развитие этих программ. Если у нас все получится, то мы будем проводить сдержанную политику повышения стоимости обучения.
Я - за развитие всех источников дохода!
Мы практикуем такой подход – студенты-отличники и «хорошисты», обучающиеся на коммерческой основе, поощряются за хорошую учебу специальными грантами. Понятно, что таких грантов немного, но они могут в некоторой степени компенсировать затраты на обучение, для некоторых этот грант – первый небольшой доход.
Что касается преподавателей, у которых может появиться закономерный вопрос – будет ли индексироваться их заработная плата, то я уже говорил о том, что Министерство образования и науки рекомендует работать по эффективному контакту с соотношением 70% – базовый оклад, 30% – стимулирующие выплаты. Так как соотношение этих частей для преподавателей НГУЭУ 80% на 20%, мы находимся в ситуации, когда базовую часть повышать необязательно. Все будет зависеть от итогов набора этого года, а как мы уже много раз говорили, Россия в 2016 году оказалась на дне демографической ямы, кроме того, бюджетных мест выделено немного. Мы очень активно работали в плане привлечения абитуриентов, рассказывали о преимуществах нашего вуза, о том, как мы меняем подход к обучению, к организации научной деятельности, как развиваем специальную программу «Забота о карьере студентов». Я часто общаюсь со студентами, присутствую на мероприятиях, и нельзя не заметить, что студентам становится все более комфортно учиться в НГУЭУ. Мы надеемся, что к нам придут абитуриенты, которые хотят не просто получить «корочки», а которые сознательно хотят получить определенную профессию. Наша задача – сделать для этого все возможное.
Если нам удалось правильно рассказать о своих идеях, целях и задачах, мы увидим достаточное количество абитуриентов. Тогда и можно будет обсуждать вопрос о повышении базовой части заработной платы. Сейчас же я ничего голословно обещать не могу.
Я хочу призвать преподавателей активно повышать свой доход за счет стимулирующей части. На последнем заседании Ученого совета НГУЭУ были внесены изменения в эффективный контракт – за некоторые показатели, которые формируют стимулирующую часть, мы значительно увеличили выплаты. Надеюсь, что стимулирующая часть заметно вырастет у тех преподавателей, кто активно работает в научном, в методическом направлениях, в организации различных мероприятий, в формировании имиджа вуза. Эти преподаватели будут получать достаточно много. Доход некоторых преподавателей и сейчас сопоставим с работой в бизнесе.
Жизнь так устроена, что сложно сказать, придется ли в следующем году опять повышать стоимость обучения. Перед нами сейчас стоит другая задача – чтобы у университета появились новые источники финансирования, не только за счет образовательной деятельности, но и за счет научной, консалтинговой деятельности, доходов от программ дополнительного образования.
Сейчас мы начали формировать экспертные группы и творческие коллективы, которые участвуют в конкурсах на получение грантов от органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, и эти коллективы стали гранты выигрывать. В НГУЭУ очень хорошая система распределения дохода от грантов: 90% от гранта поступает творческому коллективу, 10% получает университет. И если грантов будет много, доход НГУЭУ будет существенным. Еще один важный источник - программы дополнительного образования, и мы надеемся на развитие этих программ. Если у нас все получится, то мы будем проводить сдержанную политику повышения стоимости обучения.
Я - за развитие всех источников дохода!