23.05.2016
Ректор Александр Новиков о том, почему все «помощники» на экзаменах бесполезны.
Сегодня для студентов вузов есть очень «заманчивое» предложение — курсовая или дипломная работа на заказ, микронаушники для помощи на экзаменах и многое другое. Как правило, такие услуги очень качественные, делаются профессионально, иногда компании даже знают конкретных преподавателей университета и могут написать работу под требования преподавателя. Для нас это не секрет. Проблема в том, что студенты покупают эти работы, надеясь, что у них все пройдет хорошо и гладко. Конечно, бывает, что им везет и афера остается незамеченной, так как преподаватели недостаточно ответственно подходят к чтению работ.
Когда я учился, таких компаний, конечно, не было, студенты помогали друг другу. Например, на первом курсе нужно было сдать очень сложный экзамен по политэкономии. А для этого нужно было хорошо знать и понимать «Капитал» Карла Маркса. Для этого у нас был специальный кружок по изучению этого сложного произведения. Я этот предмет сдал на «отлично», поэтому, будучи студентом четвертого курса и помня о проблемах первокурсников, сам вел такой кружок для первокурсников, там собирались человек 10-15, которые не совсем понимали материал преподавателя, а я как студент рассказывал им этот предмет. Почему-то иногда студент студента понимает лучше. Такое движение было бы полезным и в НГУЭУ, если бы студенты старших курсов помогали в учебе студентам младших курсов. Например, эту работу можно проводить через систему взаимодействия студентов профессиональных факультетов и факультета базовой подготовки. И те кафедры профессиональных факультетов, которые этим будут активно заниматься, с большей вероятностью получат на свои профили лучших студентов.
Если написано корявым языком, тем более с грамматическими ошибками, значит, студент писал сам! Да, к сожалению, наши студенты страдают безграмотностью, к тому же еще не умеют писать и оформлять научные работы — просто опыта недостаточно.
К тому же в наше время студенты пользовались традиционными формами списывания — обычными шпаргалками. Такая форма систематизации знаний, по моему мнению, даже полезна — вычленить главное из большого массива информации, записать это на маленьком листочке и простроить из этого полноценный ответ сможет только способный студент с аналитическим мышлением! Были и студенты, которые пытались пользоваться чужими шпаргалками, но это им не помогало — в чужом почерке сложно разобраться (а тогда компьютеров не было, все писали от руки), у каждого человека своя логика, которая может быть непонятной другому человеку. Поэтому многие получали двойки и их отчисляли.
Я думаю, что первый секрет борьбы с современными «предпринимателями-помощниками» в том, чтобы наши студенты учились самостоятельно — тогда, понятно, и предложение сойдет на нет. Второй секрет уже для преподавателей: работа написана самостоятельно или нет? Необязательно она может быть куплена, она может быть скопирована из интернета. Я это определяю по языку — если написано корявым языком, тем более с грамматическими ошибками, значит, студент писал сам! Да, к сожалению, наши студенты страдают безграмотностью, к тому же еще не умеют писать и оформлять научные работы — просто опыта недостаточно. Если такие недочеты есть, то я не обращаю внимания на ошибки (хоть и настаиваю, что надо подтягивать свои знания по русскому языку), я скорее отмечаю самостоятельность студента.
Однажды я провел эксперимент, про который я уже рассказывал в своем блоге, посвященном сессии. Когда я вел занятия по дисциплине«Проблемы финансового рынка» для студентов пятого курса, я сказал студентам, что на экзамене они могут пользоваться чем угодно, выбрать заранее тему и подготовить ответ, кто-то пришел на экзамен с уже готовыми распечатками, кто-то пользовался учебником и интернетом на месте. Я только задавал наводящие вопросы, и те, кто не потрудился вникнуть, а просто взял информацию из интернета, экзамен, конечно, не сдали с первого раза. Но те, кто рассуждал сам, делали исследование самостоятельно, естественно, получили хорошие оценки.
Честно говоря, микронаушники тоже не спасают, когда преподаватель задает вопросы на экзамене. Когда студенту ставится конкретная задача, преподаватель ждет живого рассуждения, построить которое никакая техника и суфлер не помогут.
Конечно, все зависит и от преподавателей, и сейчас мы стараемся изменить их отношение к студентам. Если не будет равнодушия к списыванию, плагиату, то все будет хорошо.Сейчас бороться со списанными работами помогает программа «Антиплагиат», но и она несовершенна. Но главное — это желание преподавателя выявить заимствования. Иногда достаточно и без программы ввести в строку поиска в браузере отрывок из работы, тогда интернет покажет все совпадения. А на предзащите нужно задавать правильные вопросы на понимание темы работы. Когда я работал заведующим кафедрой, я уделял большое внимание предзащите выпускных квалификационных работ. Сам тоже являлся научным руководителем выпускных квалификационных работ и у меня предзащиты проходили довольно неформально — все делали презентации, а я, мои коллеги и сами студенты задавали вопросы. Я всегда учил студентов — внимательно слушайте, какие вопросы задают вашим коллегам, и запоминайте их! Есть типовые вопросы по таблицам, предмету, объекту исследования, и если студенты это усвоят, сформулируют правильные ответы, то им будет уже не так страшно на защите. И защита получится!
Я — за самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы!