20.05.2016
Начальник управления внешних связей Сергей Чернышов в корпоративном блоге НГУЭУ рассказал о профориентационном выезде в Казахстан и поделился ожиданиями от сотрудничества со школами этой страны.
Эту рабочую неделю мы проводим в Казахстане — на повестке дня пять городов, более 15 школ и несколько сотен школьников. Для НГУЭУ системная профориентационная работа в соседней стране — совершенно новый опыт. Это вызов не только для отдела организации приемной кампании, но и для множества служб университета.
Текст для этого блога я пишу на автовокзале города Павлодара — центра Павлодарской области Казахстана. Павлодар — уже третий город Казахстана, который мы посетили вместе с начальником отдела организации приемной кампании Светланой Свистиной. Позади — Петропавловск и Астана, впереди — Семей и Усть-Каменогорск. За минувшие два дня мы провели десять презентаций НГУЭУ в школах Северного и Восточного Казахстана — и это только самое начало работы нашего университета с южным соседом.
Поездка в мае к старшеклассникам Казахстана — это немного отчаянная попытка запрыгнуть в уходящий поезд. Так может показаться на первый взгляд. На самом деле, это первый шаг в большой работе — мы должны начать активно привлекать студентов на рынке, где уже многие десятилетия работают крупнейшие вузы Томска, Омска, Тюмени, обеих столиц, другие вузы Новосибирска.
«Должны» — это многосоставное понятие. Во-первых, количество иностранных студентов — показатель главной вузовской отчетности: мониторинга эффективности деятельности. Минимальный показатель — 1%, и мы его пока перекрываем: сегодня в НГУЭУ учатся порядка 200 иностранных студентов, и это около 2% всего контингента. Но, положа руку на сердце, нужно сказать, что в этом наборе нет нашей заслуги уже много лет. Львиная доля нового набора — это школьники из других стран (прежде всего, СНГ), которые поступают к нам, переплетая судьбы с НГУЭУ благодаря множеству разных обстоятельств. Вторая часть набора — это студенты, которые учатся в НГУЭУ по программам обмена, прежде всего, с Урумчи. Это плоды договоренностей 1990-х годов, которые сегодня иссякают — например, в этом году совместную делегацию новосибирских вузов не пустили в Урумчи. Китай 20-летней давности и Китай нынешний — это две совершенно разных страны, это больше не младший брат России, сейчас он ассоциируется, скорее, со старшим. Кроме того, студенты программ обмена сейчас — это малолояльные к нам студенты. Они учатся в НГУЭУ полгода-год и уезжают, как правило, не продолжая обучаться у нас.
Поездка в мае к старшеклассникам Казахстана — это немного отчаянная попытка запрыгнуть в уходящий поезд. Так может показаться на первый взгляд. На самом деле, это первый шаг в большой работе.
И еще одна грань этого «должны» — наше стремление быть конкурентоспособными хотя бы на рынке образования соседних стран. Если человек едет учиться к нам в университет за несколько сотен километров (иногда — несколько тысяч) — это понятный рыночный показатель привлекательности вуза. Абитуриенты голосуют ногами.
Казахстан — самая понятная и близкая для нас страна. Тем не менее, мы никогда тут системно не работали. И за многие годы отстали от десятков других университетов. Однако мы верим, что многие из наших преимуществ обязательно «выстрелят». Во-первых, сам Новосибирск, который для жизни и работы привлекательнее тех же Омска и Томска. Во-вторых, НГУЭУ — университет социально-экономического профиля, тогда как основная масса других вузов, работающих в Казахстане (ТПУ, ОмГТУ, ОмГУПС, НГТУ, НГУ и другие) — скорее технические. В-третьих, мы для рынка образования Казахстана типичные стартаперы — то есть, условно говоря, мы «голодные и безрассудные». А потому мы готовы предлагать хорошим школам самые разные программы лояльности.
Первое и главное впечатление — пока мы безнадежно отстаем. Но отстаем, по существу, в мелочах, которые легко наверстать. Это, прежде всего, система выездных консультаций, проведение олимпиад НГУЭУ для иногородних абитуриентов еще в марте-апреле прямо в городах их проживания, применение дистанционных форм работы, пробные тестирования. Многие из этих механизмов приводят к тому, что уже в марте-апреле абитуриенты из Казахстана, сравнивая полученные на пробном тестировании и олимпиадах баллы и ориентируясь на цифры прошлых лет, могут с некоторой долей определенности понять, реально ли для них поступить в университет. Представьте, что вы — выпускник школы Казахстана и уже в марте-апреле можете с большой долей уверенности оценить свои шансы на поступление в какой-то российский вуз, пусть даже и платно. Нужно ли вам что-то еще? Каков ваш уровень лояльности к этому университету — наверное, высокий?
По существу, все эти механизмы — технические, требующие переноса уже имеющегося опыта на новые реалии. Но, судя по опыту иных подобных проектов, он требует существенной внутренней перестройки работы приемной комиссии — а потому воли и заинтересованности наших специалистов, отвечающих за это направление.
Дальше — вопросы творческие. Например, готовы ли мы дать пароли доступа к нашим библиотечным базам данных? Кажется, что это мелочь, но, например, в этом была бы крайне заинтересована одна из лучших школ Петропавловска — Первая гимназия. Готовы ли наши студенты быть кураторами научных проектов школьников из Казахстана? Об этом нас просят практически все директора. Можем ли мы на лекциях в рамках внеучебных траекторий или лучших учебных лекциях устанавливать веб-камеры и транслировать их для заинтересованных школьников? Сможем ли мы организовать весенние школы на базе НГУЭУ по предметам, которых нет в школах Казахстана — обществознание, история России и другие на базе НГУЭУ? Школьники готовы на них приезжать. Даже эти проекты, реализованные с пятеркой лучших школ Северного и Восточного Казахстана, очевидно, дадут нам несколько десятков потенциальных абитуриентов — притом, что нынешний набор на бакалавриат из Казахстана составляет порядка 20 человек.
Все перечисленное — вызов для университета в целом. Мы готовы быть организаторами и вдохновителями этих процессов, готовы сопровождать их во всех деталях, но наполнение, само собой, остается за приемной комиссией, факультетами, кафедрами, конкретными заинтересованными лицами. Для того, чтобы обеспечить успех НГУЭУ в Казахстане, нужно «всего лишь» работать чуть лучше остальных, давая школам то, что другие университеты, подчас застывшие в методах работы конца 1990-х, дать не могут. И это — наш шанс.