11.04.2016
Каждый ректор внес свой вклад в развитие нашего вуза. О многих из них ярко рассказал Александр Игнатьевич Кричевский. Я сам лично не знаком с руководителями нархоза, которые работали до Петра Васильевича Шеметова (он был ректором с 1986 по 1998 год). Как раз в период его руководства я стал сотрудничать с нархозом как внешний совместитель в должности профессора кафедры банковского дела. Но с Петром Васильевичем я познакомился значительно раньше, когда учился на пятом курсе НГУ. Уже было известно, что я буду распределен в Академию наук как один из успешных студентов, поэтому нужно было выбрать направление деятельности, руководителя. Петр Васильевич Шеметов являлся заведующим сектором строительства Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук (ИЭиОПП СО РАН). Мне показалось, что это довольно специфическая отрасль, в которой я себя не видел. Поэтому я не был в прямом смысле учеником Петра Васильевича, но сотрудничал с ним в рамках партийной организации ИЭиОПП СО РАН. Позже, когда я стал работать с нархозом как работодатель и как профессор, я наблюдал за работой Петра Васильевича, за жизнью нархоза. В тот период был построен третий учебный корпус, дом для преподавателей, да и в целом нархоз был сохранен как организация – времена были сложные – начало 90-х годов – «процветала» массовая нищета, преподаватели были вынуждены уходить из сферы образования в бизнес. Было страшно, что учить студентов будет некому.
В 1998 году НГАЭиУ (тогда еще академию экономики и управления) возглавил Юрий Васильевич Гусев. С ним мне довелось проработать довольно долго, я с благодарностью вспоминаю время, когда Юрий Васильевич был моим научным консультантом при подготовке к защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Я помню первую «пятилетку» Юрия Васильевича Гусева, когда он был очень активным руководителем. Тогда я только начинал работать на кафедре ценных бумаг в качестве заведующего кафедрой и хорошо помню наши дискуссии о том, как сделать процесс обучения более эффективным, как привлечь студентов к научной работе, чему их учить, как работать с работодателями. То есть это были те же проблемы, которые стоят на любом этапе развития. Юрий Васильевич много занимался совершенствованием инфраструктуры вуза, при нем построен пятый учебный корпус и современный бассейн – это является его значимым вкладом в развитие НГУЭУ.
Еще в 90-е годы я сотрудничал с Ольгой Витальевной Молчановой, тогда она работала в мэрии Новосибирска, я – на Сибирской фондовой бирже. Именно она за год и месяц, который занимала должность исполняющего обязанности ректора, сделала так, чтобы отвести НГУЭУ от края финансовой пропасти, изменить финансовую ситуацию.
Сейчас мы тоже находимся на переломном этапе, пытаемся построить университет, отвечающий современным требованиям – как российским, так и международным. В этом направлении работа идет очень активно, но существует серьезный психологический барьер, особенно у преподавателей старшего поколения, которым кажется, что и так все хорошо. Одна из заведующих кафедрами как-то мне сказала, что раньше было замечательно – многим преподавателям кафедры «давали» по 50 дипломников. Я считаю, что это вообще нереальные вещи – чтобы просто просмотреть 50 работ нужно много времени, я уже не говорю о том, что этим работам нужно уделять серьезное внимание. И те, кто руководил таким количеством дипломников в сессию, наверняка согласятся, что качество руководства дипломами было не на должном уровне.
Инновации нужны и внедряются всегда, потому что у любого руководителя есть свое видение процессов, вопрос в том, где поставить ударение. Думаю, у людей, которые руководили вузом при социализме, поставить ударение было меньше возможностей, тогда была более жесткая регламентация деятельности. Сейчас поставить его легче. Мы сами формируем большое количество предметов в рамках учебного плана, сами определяем как те или иные предметы формируют компетенции наших студентов. Поэтому можно построить современный учебный план, в том числе спрашивая работодателей.
В более раннее время с творчеством в учебных планах было сложнее, но были другие возможности. Юрий Васильевич Гусев, например, работал тогда, когда можно было совершать экспансию вуза в другие регионы, открывая представительства и обучая студентов в представительствах, а любой сотрудник экономической сферы (банка, налоговых органов и других) обязательно должен был иметь экономическое образование. Профессиональные требования к сотрудникам организации предполагали, что люди будут массово переучиваться, и было много желающих учиться, абитуриентов, вуз стремительно расширялся. Затем началось сокращение абитуриентов, мы попали в демографический кризис. Этот год будет самым сложным – мы достигли дна демографической ямы, и только в 2017 году должен начаться небольшой рост количества абитуриентов.
У каждого в работе свои подходы и, как уже было сказано, «ударения». Сейчас мы стараемся восполнить пробелы в технологической инфраструктуре, повысить требования к преподавательскому составу и одновременно сгладить отдельные проблемы, появившиеся в ходе реструктуризации. Например, мы видим обиды отдельных преподавателей, которые, не умея построить презентацию, считают, что не ценят их опыт чтения лекций «по бумажке» и не берут на новые кафедры. Но у нас есть маяки. Я присутствовал на презентации курсов, размещенных в среде Moodle, я был впечатлен и понял, что и мне, как преподавателю, тоже есть куда расти.
Когда я начал работать в нархозе как заведующий кафедрой, у меня сложились традиции, связанные с нашим университетом, личные воспоминания. Одна из них – поддерживать связи с выпускниками кафедры, следить за их успехами. Когда я вернулся уже на должность ректора, пришлось посмотреть на ситуацию с других позиций, свежим взглядом. Я увидел огромное количество проблем и с качеством преподавания, и с организацией практики студентов, и с участием студентов в научной работе, и с организацией студенческого самоуправления.
Поэтому я в своей работе делаю акценты на перестройку учебного процесса, на научную деятельность, кадровую политику, реализацию программы «Забота о карьере студента». Мы сделали довольно большой прорыв в плане комплектации технологической базы, начали активно позиционировать НГУЭУ во внешней среде, эффективно работать с выпускниками и школьниками. Я часто слышу мнения, что это хорошо заметно, и, конечно, положительно сказывается на имидже вуза.
Нужно сохранять стремление изменить ситуацию, нельзя стоять на месте. В ходе реструктуризации мы сохраним всего 8 кафедр, все остальные требуют новых подходов. Надо поддерживать профессиональный подход к образованию и опираться на тех, кто готов внедрять новые технологии. Мы должны хорошо учить, студенты должны хорошо учиться – это главная «традиция», которую необходимо сохранять и наполнить новым содержанием!
Я – за движение вперед, помня о прошлых достижениях!
Ректор Александр Новиков о том, как важно внедрять инновации не в ущерб традициям.
Все в этом мире имеет свою историю. И ничто не стоит на месте – в жизни происходят разные события, люди растут, компании развиваются. Каждый руководитель организации вносит вклад в ее развитие – одни придают большую динамику, другие более консервативны, но у каждого из руководителей есть достижения и провалы, есть успехи и неудачи. Поэтому когда у сотрудников Управления внешних связей появилась идея вспомнить руководителей нархоза, я ее поддержал. Так 4 апреля 2016 года на втором этаже первого корпуса открылась Галерея ректоров.
Каждый ректор внес свой вклад в развитие нашего вуза. О многих из них ярко рассказал Александр Игнатьевич Кричевский. Я сам лично не знаком с руководителями нархоза, которые работали до Петра Васильевича Шеметова (он был ректором с 1986 по 1998 год). Как раз в период его руководства я стал сотрудничать с нархозом как внешний совместитель в должности профессора кафедры банковского дела. Но с Петром Васильевичем я познакомился значительно раньше, когда учился на пятом курсе НГУ. Уже было известно, что я буду распределен в Академию наук как один из успешных студентов, поэтому нужно было выбрать направление деятельности, руководителя. Петр Васильевич Шеметов являлся заведующим сектором строительства Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук (ИЭиОПП СО РАН). Мне показалось, что это довольно специфическая отрасль, в которой я себя не видел. Поэтому я не был в прямом смысле учеником Петра Васильевича, но сотрудничал с ним в рамках партийной организации ИЭиОПП СО РАН. Позже, когда я стал работать с нархозом как работодатель и как профессор, я наблюдал за работой Петра Васильевича, за жизнью нархоза. В тот период был построен третий учебный корпус, дом для преподавателей, да и в целом нархоз был сохранен как организация – времена были сложные – начало 90-х годов – «процветала» массовая нищета, преподаватели были вынуждены уходить из сферы образования в бизнес. Было страшно, что учить студентов будет некому.
В 1998 году НГАЭиУ (тогда еще академию экономики и управления) возглавил Юрий Васильевич Гусев. С ним мне довелось проработать довольно долго, я с благодарностью вспоминаю время, когда Юрий Васильевич был моим научным консультантом при подготовке к защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Я помню первую «пятилетку» Юрия Васильевича Гусева, когда он был очень активным руководителем. Тогда я только начинал работать на кафедре ценных бумаг в качестве заведующего кафедрой и хорошо помню наши дискуссии о том, как сделать процесс обучения более эффективным, как привлечь студентов к научной работе, чему их учить, как работать с работодателями. То есть это были те же проблемы, которые стоят на любом этапе развития. Юрий Васильевич много занимался совершенствованием инфраструктуры вуза, при нем построен пятый учебный корпус и современный бассейн – это является его значимым вкладом в развитие НГУЭУ.
Еще в 90-е годы я сотрудничал с Ольгой Витальевной Молчановой, тогда она работала в мэрии Новосибирска, я – на Сибирской фондовой бирже. Именно она за год и месяц, который занимала должность исполняющего обязанности ректора, сделала так, чтобы отвести НГУЭУ от края финансовой пропасти, изменить финансовую ситуацию.
Сейчас мы тоже находимся на переломном этапе, пытаемся построить университет, отвечающий современным требованиям – как российским, так и международным. В этом направлении работа идет очень активно, но существует серьезный психологический барьер, особенно у преподавателей старшего поколения, которым кажется, что и так все хорошо. Одна из заведующих кафедрами как-то мне сказала, что раньше было замечательно – многим преподавателям кафедры «давали» по 50 дипломников. Я считаю, что это вообще нереальные вещи – чтобы просто просмотреть 50 работ нужно много времени, я уже не говорю о том, что этим работам нужно уделять серьезное внимание. И те, кто руководил таким количеством дипломников в сессию, наверняка согласятся, что качество руководства дипломами было не на должном уровне.
Инновации нужны и внедряются всегда, потому что у любого руководителя есть свое видение процессов, вопрос в том, где поставить ударение. Думаю, у людей, которые руководили вузом при социализме, поставить ударение было меньше возможностей, тогда была более жесткая регламентация деятельности. Сейчас поставить его легче. Мы сами формируем большое количество предметов в рамках учебного плана, сами определяем как те или иные предметы формируют компетенции наших студентов. Поэтому можно построить современный учебный план, в том числе спрашивая работодателей.
В более раннее время с творчеством в учебных планах было сложнее, но были другие возможности. Юрий Васильевич Гусев, например, работал тогда, когда можно было совершать экспансию вуза в другие регионы, открывая представительства и обучая студентов в представительствах, а любой сотрудник экономической сферы (банка, налоговых органов и других) обязательно должен был иметь экономическое образование. Профессиональные требования к сотрудникам организации предполагали, что люди будут массово переучиваться, и было много желающих учиться, абитуриентов, вуз стремительно расширялся. Затем началось сокращение абитуриентов, мы попали в демографический кризис. Этот год будет самым сложным – мы достигли дна демографической ямы, и только в 2017 году должен начаться небольшой рост количества абитуриентов.
У каждого в работе свои подходы и, как уже было сказано, «ударения». Сейчас мы стараемся восполнить пробелы в технологической инфраструктуре, повысить требования к преподавательскому составу и одновременно сгладить отдельные проблемы, появившиеся в ходе реструктуризации. Например, мы видим обиды отдельных преподавателей, которые, не умея построить презентацию, считают, что не ценят их опыт чтения лекций «по бумажке» и не берут на новые кафедры. Но у нас есть маяки. Я присутствовал на презентации курсов, размещенных в среде Moodle, я был впечатлен и понял, что и мне, как преподавателю, тоже есть куда расти.
Когда я начал работать в нархозе как заведующий кафедрой, у меня сложились традиции, связанные с нашим университетом, личные воспоминания. Одна из них – поддерживать связи с выпускниками кафедры, следить за их успехами. Когда я вернулся уже на должность ректора, пришлось посмотреть на ситуацию с других позиций, свежим взглядом. Я увидел огромное количество проблем и с качеством преподавания, и с организацией практики студентов, и с участием студентов в научной работе, и с организацией студенческого самоуправления.
Поэтому я в своей работе делаю акценты на перестройку учебного процесса, на научную деятельность, кадровую политику, реализацию программы «Забота о карьере студента». Мы сделали довольно большой прорыв в плане комплектации технологической базы, начали активно позиционировать НГУЭУ во внешней среде, эффективно работать с выпускниками и школьниками. Я часто слышу мнения, что это хорошо заметно, и, конечно, положительно сказывается на имидже вуза.
Нужно сохранять стремление изменить ситуацию, нельзя стоять на месте. В ходе реструктуризации мы сохраним всего 8 кафедр, все остальные требуют новых подходов. Надо поддерживать профессиональный подход к образованию и опираться на тех, кто готов внедрять новые технологии. Мы должны хорошо учить, студенты должны хорошо учиться – это главная «традиция», которую необходимо сохранять и наполнить новым содержанием!
Я – за движение вперед, помня о прошлых достижениях!