07.02.2016
Ректор Александр Новиков о том, как правильно относиться к реструктуризации НГУЭУ
Мы очень часто говорим о том, что всем нам приходится выходить из своей зоны комфорта, менять привычный ритм и стиль жизни. Меняется мир вокруг, и происходит это на больших скоростях, наш университет не должен выпадать из жизни и тоже вынужден меняться. Мы объясняем на лекциях и семинарах, что должны быть изменения в экономике, обществе с учетом новых реалий, с учетом кризиса. Но почему тогда наш университет не должен меняться?
В начале 2016 года мы подошли к серьезному этапу этого процесса – реструктуризации факультетов и кафедр. Конечно, проект вызвал бурное обсуждение. О программе реструктуризации было сказано еще 31 августа 2015 года на собрании коллектива университета. Но тогда меня либо не услышали, либо не придали словам должного значения. Мы довольно долго обсуждали, в какой модели более эффективно осуществить реструктуризацию. Коллеги, которые со мной встречались, как правило, получали вопросы о совершенствовании учебного процесса, вовлечении в научную работу, о кадровом составе своих подразделений. Многие отмечали необходимость перестройки учебного процесса, настройки его на требования работодателей, на повышение конкурентоспособности наших выпускников. Я предложил создать творческие группы по обсуждению и внесению изменений в учебные планы. Эти группы были созданы в прошлом учебном году. Часть предложений была учтена в текущем учебном году, часть – например, те, которые предполагали сократить почти до нуля изучения математики, – была отвергнута. Но общая мысль – необходимо перестроить учебный процесс, чтобы он отвечал требованиям наших работодателей, чтобы у наших студентов складывалась удачная карьера.
Мы рассмотрели разные варианты, и 20 января 2016 года прошло совещание с деканами факультетов и заведующими кафедрами, информация стала доступна благодаря оперативной работе медиацентра, но, естественно, преподавателям, сотрудникам и студентам не все было понятно. Однако было приятно видеть, как преподаватели, сотрудники, студенты рассуждают, пытаются привнести полезные поправки в проект, что проект реструктуризации вызывает не только негативные эмоции, а многие понимают, что это необходимые меры, готовы включиться в работу, пытаются понять, как сделать это более эффективно – таких людей мы всячески поддерживаем. Сейчас у меня складывается впечатление, что в коллективе появилась определенность, а обсуждение свелось к трем вопросам.
Первый вопрос: как работать в новых условиях, как перестраивать свои курсы, как быть полезным? На прошедшей неделе я пообщался с будущими деканами, отдельными заведующими кафедрами. Мы определили дорожную карту и скоро новые кафедры получат профили подготовки (напоминаю, что на отдельной кафедре может быть несколько направлений и профилей подготовки), станет ясно направления перестройки своих курсов.
Второй вопрос: реструктуризация коллективов. С нового учебного года получится так, что коллеги перейдут на другие кафедры, придут новые заведующие. Конечно, каждого сильно тревожит – как сложатся отношения в новом коллективе? Я бы хотел призвать преподавателей не поступать так, как иногда поступают студенты при выборе специализации, профиля: если «Маша» пошла на этот профиль, то и «Галя» тоже должна туда идти. Я сам это видел, когда работал заведующим кафедрой: иногда за «Машей», если она лидер, идут целые группы. Это неправильная позиция, не стоит идти вслед за коллегами, если это может навредить вашей работе и вашей карьере.
Третий вопрос: преподаватели принимают решение – продолжить ли трудовую деятельность? У нас достаточно пожилой коллектив, многие понимают, что они еще бы 10 лет работали, но поскольку требования к сотрудникам и преподавателям изменились, они, возможно, захотят уйти на пенсию или найти более спокойную работу. У нас есть программа поддержки наиболее значимых сотрудников – например, докторов наук. Тем, кому сложно по каким-то причинам работать в аудитории, читать полноценный курс лекций, мы готовы предложить им трудоустройство в научной лаборатории. И доктор наук сможет эффективно работать – руководить диссертациями, потому что знает методологию исследований, технологию подготовки диссертации. Это индивидуальная работа с аспирантами.
Не нужно впадать в панику, нужно внятно взвесить свои возможности. Старая структура действует до 28 августа 2016 г., преподавателей никто не выгоняет, они будут спокойно работать этот семестр. Надеюсь, в течение февраля мы объявим новых заведующих кафедрами, а в марте начнут формироваться коллективы новых кафедр. Заведующие кафедрами начнут получать нагрузку и будут ее распределять.
Студенты тоже не должны переживать. Ваша задача – хорошо учится, и стараться уже в стенах университета формировать свою карьеру! Что изменится для студентов? Направления подготовки и профили закрывать не будем. Сегодняшние третьекурсники в следующем году будут учиться по той же программе, по которой сегодня учатся четверокурсники. Для них, возможно, изменятся только преподаватели, но это и так происходит каждый год. Для студентов, которые младше, могут быть очень позитивные изменения: мы планируем сделать так, что заведующие кафедрами будут лично защищать профили, закрепленные за кафедрой, мы будем устраивать обсуждения: чему должны учить, какие компетенции должны быть у наших выпускников? На эти обсуждения мы хотим пригласить и работодателей, и всех желающих, в том числе активных студентов. Эта работа будет активно разворачиваться весной, и, должен сказать, студенты, безусловно, выиграют, если поучаствуют в обсуждении. Конечно, студенты уже привыкли к одному факультету, а сейчас для некоторых из них факультет будет другим. Такая проблема есть, но когда мы создавали факультеты вместо институтов, то изменения прошли безболезненно. Думаю, и в этом году мы сильно завышаем уровень паники. Зря! Мы строим современный университет, и важна роль каждого активного участника этого процесса.
Приглашаю студентов на встречу 10 февраля в 15.00 в аудиторию 5-109.