22.01.2016
Проект «перезагрузки факультетов и кафедр» был презентован 20 января на совещании с деканами и заведующими кафедрами. На обсуждение Ученого совета НГУЭУ он будет вынесен 2 февраля.
О причинах реформирования НГУЭУ участникам совещания рассказал ректор Александр Новиков. Сайт университета публикует стенограмму его выступления:
«Необходимо определить структуру нашего университета, позволяющую всем специальностям, всем направлениям всех уровней образования быть встроенными в ожидания общества от НГУЭУ. Если общество видит, что мы являемся экономическим вузом, то мы не должны разочаровывать людей. Мы должны говорить: «Да, мы являемся лучшим экономическим вузом». При этом мы не должны рассматривать экономический вуз в очень узком сегменте, не должны говорить, что готовим только экономистов. Мы ведем подготовку вообще по всем направлениям, и все наши специальности так или иначе обслуживают государство, бизнес, предпринимательство… В этом смысле у нас существует комплексный подход. Можно провести такую параллель: если наши направления и специальности рассматривать по отдельности, то это тонкие прутики, а если мы все их свяжем в пучок, то получим очень мощный вуз.
Есть три причины реформирования НГУЭУ. Первая – уточнение миссии нашего университета как практикоориентированного вуза. Вторая причина – сопряжение уровней образования. Третья – адекватный кадровый состав.
Итак, вот что я могу сказать по вопросу позиционирования НГУЭУ как вуза с четко сформулированной миссией. Во-первых, мы должны постоянно думать о конкурентоспособности наших выпускников. Ни для кого не секрет, что Рособрнадзор постоянно ставит такие планы, что нужно на каждом этапе тестировать наших будущих выпускников. Я очень хорошо знаю опыт Казахстана. У них самый страшный период – это второй курс. После второго курса идет поголовное тестирование всех учащихся бакалавриата, кто не прошел – всех отчисляют. Такие идеи, как вы знаете, есть и у нас. Ближайшая перспектива – тестировать наших бакалавров, и кому-то выдавать диплом, а кому-то не выдавать. Это первое.
Второй момент связан с тем, что мы должны удовлетворить требования работодателей. Конечно, сами работодатели не всегда понимают, кого они хотят видеть. Но в том-то и задача: нужно так работать с компаниями, чтобы под них готовить специалистов. На прошлой неделе я был в Министерстве образования и науки, и у меня состоялась достаточно продолжительная беседа с заместителем начальника департамента государственной политики в сфере высшего образования. Он прямо говорит о том, что мы не должны в принципе надеяться и думать про бюджетные места, потому что государство, само являясь работодателем, не видит необходимости в подготовке специалистов гуманитарного профиля. Оно ждет специалистов для космической отрасли, нанотехнологий… А все остальное – это уже проблемы вузов, которым нужно добиваться заказов на подготовку кадров от работодателей. Вот такая у них политика. Хотим мы того или не хотим, но так и есть. Ну и, конечно, нужно понимать, что мы должны работать на хорошей платформе, создать электронный университет с хорошо развитой инфраструктурой.
Также я хотел сказать о сопряженности уровней образования. Вот год назад, в январе, мы обсуждали эту проблему, говорили о том, что, начиная со среднего специального образования и заканчивая аспирантурой, у нас должны быть единые планы, единые подходы. Мы с некоторым трудом, но все-таки передали аспирантуру на факультеты. А что касается СПО, то есть один положительный пример: [заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом] Светлана Ивановна Сотникова, которая пришла к [директору Бизнес-колледжа] Елене Владиславовне Неверовой и попыталась конкретно обсудить, каким образом можно согласовать программы СПО с программами ВПО. Если мы не создадим такой единый комплекс, это тоже будет говорить о том, что у нас все несовременно.
Кроме того, хочу обратить внимание, что у нас нет четких формулировок, кого мы готовим. И у нас есть повторяемость профилей. Мы обсуждали на ректорате несколько раз тот факт, что существует повторение описания профилей на одной кафедре. Они по-разному называются, но описываются одними и теми же словами. Так вот, это просто предельный цинизм, когда мы в принципе не хотим понять, кого мы готовим. Ну, как-то вот готовим – и все!
Более того, у нас отсутствуют некоторые востребованные работодателями профили. Вот, например, недавно министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко выступал перед студентами кафедры финансов экономического факультета. Было очень интересное неформальное выступление. И что сказал Виталий Юрьевич? Что у них существует острая проблема со специалистами по межбюджетным отношениям, и ни один вуз, включая нархоз, не готовит таких специалистов.
Третья причина реформ – это неадекватность кадрового потенциала. Вот я хотел, прежде всего, обратить внимание на эффективный контракт – на показатель «Наука». На каких кафедрах выполнен эффективный контракт – поднимите руки? Две кафедры. Наши преподаватели должны за год опубликовать определенное количество статей. И чем выше должность преподавателя, тем больше количество статей. У профессора специально нагрузка 600 часов – на 220 часов меньше. И он должен три статьи опубликовать, это не такая уж и большая нагрузка. Я тоже профессором работаю на кафедре банковского дела, и я перевыполнил план. У меня интенсивная работа. Я не могу сказать, почему другие профессора этого не сделали.
Университет со стороны работодателя выполняет все обязательства. А если обязательства не выполняются со стороны работников? Вот вы как руководители что собираетесь делать? Каковы ваши действия относительно сотрудников? Вы собираетесь их простить, взять на поруки? Или вы собираетесь их уволить? Я прошу до 25 января сообщить [проректору по экономике и организационной работе] Егору Евгеньевичу Алексееву по каждому сотруднику, не выполнившему плановые показатели по науке, информацию именно в такой формулировке: простить, взять на поруки, уволить.
На кафедрах нет системы внешних связей. Вот мы недавно пригласили на совещание некоторых заведующих кафедрами, на которых есть провальные направления приема. И я хочу сказать, коллеги, что их отчеты были очень слабыми. Это означает, что не прочувствована необходимость работы, не выделены «фишки» по своим направлениям. Я не очень понимаю, как вы работаете с выпускниками, каждый ли завкафедрой знает, где работают выпускники 2015 года? Как вы работаете со СМИ: у кого из заведующих кафедрами согласован план с Управлением внешних связей по пропаганде своей специальности или направления?
Сейчас у нас есть и еще одна проблема – средний возраст заведующего кафедрой превышает 60 лет.
Поэтому одно из необходимых условий дальнейшего развития – настройка организационной структуры на новые требования. Инфраструктурные подразделения мы настроили. Бывает так, что некоторые руководители меняются два раза, с некоторыми трудно расставаться, но что делать – нужно идти вперед. Второй момент – без современной структуры кафедр и факультетов невозможно ничего сделать в принципе. И третий очень важный момент: мы получили свидетельство об аккредитации по среднему специальному образованию, бакалавриату, специалитету, магистратуре и – что было совсем нереально, но мы получили – аспирантуре. Это означает следующее: мы сейчас имеем возможность работать в новых условиях. Свидетельство действует до 29 декабря 2018 года.
Кроме того, я бы отметил, что существует некоторое общественное ожидание реформ, поступает много обращений, я очень активно общаюсь с преподавателями, с сотрудниками. Все хотят, чтобы наш университет стал очень сильным вузом.
Предполагается, что новая структура будет действовать с 1 сентября. Учебный год мы завершаем в старом формате, но очень важно начинать менять его именно сейчас. Потому что если вдруг кто-то из преподавателей по каким-то причинам не впишется в новую структуру (а так может случиться, и мы должны честно людям об этом говорить), то у него должна быть возможность определиться с работой где-то в другом месте».
О том, как планируется реорганизовать структуру университета, рассказал проректор по стратегическому развитию и внешним связям Павел Новгородов. Стенограмма его выступления опубликована на сайте НГУЭУ.