8 апреля стартовала серия круглых столов по актуализации социально-гуманитарных дисциплин, реализуемых в рамках проекта «ДНК России». Речь шла о таких дисциплинах, как «экономика» и «государственное и муниципальное управление». Эту работу организуют и проводят НГУЭУ и ГАУГН (Государственный академический университет гуманитарных наук) как опорно-методические центры.
- Сегодня наша задача – с максимальным количеством экспертов выявить слабые места курса с точки зрения реализации на различных направлениях подготовки, - поясняет руководитель опорно-методического центра «ДНК России», проректор НГУЭУ по научной работе и дополнительному образованию Дмитрий Куницын. - Мы должны понимать, кто наш будущий обучающийся. Студенты инженерных и гуманитарных специальностей по-разному воспринимают информацию, им нужны разные примеры, разная методическая база, разные методики преподавания.
Что касается, к примеру, дисциплины «экономика», то, как напомнил в своём докладе заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимир Мельников, проведена серия мероприятий, по итогам которых разработана структура новой дисциплины и её базовые блоки, принятые за основу. Эта дисциплина позволяет внедрить экономику в целый спектр социально-гуманитарных наук – социологию, право, социальную психологию, историю, статистику, культурологию.
- Мы не создаём отдельную специальную экономическую науку какого-то национального типа, - сообщает Мельников. - Мы пытаемся интерпретировать те события, процессы и явления, которые протекают сегодня с точки зрения известных подходов мировых научных центров. Но эта интерпретация происходит с точки зрения потребностей российской экономики и тех вызовов, которые стоят сегодня.
Более подробно содержание курса представила доцент кафедры региональной экономики и управления Наталья Епифанова. В частности, раздел 4 курса, посвящённый экономическому развитию, содержит анализ развития экономики России в динамике.
- Нужно задать студентам такой контекст, в рамках которого студентам будет понятно, что неолиберальная модель экономики и её государственное регулирование продемонстрировали свою историческую ограниченность, - сообщает Наталья Епифанова. - Это не только позиция российских авторов, но и зарубежных экономистов из Европы, США и других стран. Сейчас во всех государствах начался поиск подходящей для каждой конкретной страны модели экономического развития. У нас такие попытки тоже есть.
Заведующий кафедрой экономической теории Южного федерального университета, главный редактор журнала «Terra Economicus» Вячеслав Вольчик отдельно остановился на актуальном в настоящее время понятии «экономический патриотизм», обосновывающего социальные ценности в разрезе экономической науки.
- Об экономическом патриотизме говорят всё громче, - поясняет Вольчик. - Используются термины «экономика патриотизма», «экономическая теория патриотизма», «патриотизм как национальное превосходство». Об экономическом патриотизме лучше всего говорить, как о балансе между национальными интересами, о которых мы должны говорить студентам и различными формами либеральной рыночной координации, необходимыми в плане реализации предпринимательской функции.
Всего в ходе двух круглых столов свои замечания и предложения по актуализации учебных дисциплин высказали десятки экспертов, представляющих различные научные и образовательные организации России.
- Мы уже зафиксировали совершенно разные мнения по поводу того, как преподавать дисциплину «экономика», что она должна отражать с учётом текущих изменений, геополитических и стратегических событий, социально-экономических условий, в которых находится страна, - говорит ректор НГУЭУ Павел Новгородов. - Понимание того, как разворачивается экономическая ситуация в мире в целом должно находить отражение в содержании дисциплины и в способах её реализации. Мы готовы слышать все мнения, все предложения. Готовы взаимодействовать с любыми заинтересованными вузами, научными институтами, чтобы учесть максимальный спектр мнений и предложений и получить общий результат, который будет реализован в новом подходе к дисциплинам, реализуемым в российских университетах.
Проект «ДНК России» разработан Минобрнауки РФ. Главная цель мероприятий, реализуемых в рамках проекта, — анализ проблем становления российской государственности и выработка комплексного подхода в развитии учебно-методического и научно-исследовательского сопровождения государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Проект находится под патронажем Администрации президента РФ и направлен на актуализацию дисциплин социально-гуманитарного блока для студентов, осваивающих программы высшего образования.