02.04.2024
В ходе конференции, состоявшейся 25 марта, проректор НГУЭУ по научной работе и дополнительному образованию, руководитель опорно-методического центра Дмитрий Куницын рассказал о результатах работы по актуализации дисциплины «Экономика». Заведующий кафедрой региональной экономики и управления Владимир Мельников представил структуру и содержание основных разделов учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика», а также основные тезисы и подходы к преподаванию данной дисциплины.
Представители НГУЭУ приняли участие в итоговой конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин», прошедшей в РАНХиГС.
Ранее на базе опорно-методических центров, созданных в разных университетах, прошли конференции по отдельным дисциплинам. Всего было проведено 14 таких конференций, на которых рассматривались аспекты реализации образовательных программ по следующим предметам: «История российской культуры», «Экономика», «Философия», «Право», «Этнология и регионоведение», «Культурология», «История религий России. Религиоведение», «Социология», «Психология», «Журналистика», «Педагогика».
В перспективе коллективу авторов, сформированному НГУЭУ под руководством Владимира Мельникова, предстоит большая работа по написанию учебного пособия по дисциплине «Экономика», широкому обсуждению основных его положений и апробации в ведущих вузах Российской Федерации.
Напомним, что на базе НГУЭУ 20-21 февраля прошла научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Экономика», став первым мероприятием в новом цикле межрегиональных конференций проекта «ДНК России». И если первый этап проекта был посвящен введению во все образовательные программы в России дисциплины «Основы российской государственности», то новый этап нацелен на широкомасштабное переосмысление научно-преподавательским сообществом России и актуализацию содержания дисциплин социально-гуманитарного блока. В конференции приняли участие 450 представителей научно-педагогического сообщества из 150 научных и образовательных организаций и 60 субъектов Российской Федерации, включая новые территории.
Идеи, представленные в пленарных докладах, а также по результатам групповой работы были положены в основу проектирования нового учебно-методического комплекса. Так, в ходе пленарного заседания Владимир Мельников в своем докладе указал на необходимость переосмысления основных предпосылок и принципов экономического анализа и моделирования в современных условиях, принципиального выбора экономической школы, обеспечение непротиворечивости предпосылок и моделирования парадигмального каркаса для обучения экономике.
Доцент кафедры региональной экономики и управления Наталья Епифанова в докладе «Проблемы в преподавании дисциплины «Экономика» определила наиболее перспективные направления актуализации содержания дисциплины «Экономика», которые возникают в связи с введением курса «Основы российской государственности».
Доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления МГУ имени М.В.Ломоносова Ирина Телешова в докладе «Разработка образовательных программ: компетенции и дисциплины» указала на важность компетентностного подхода при разработке дисциплины «Экономика».
Проректор по развитию и инновациям Российского государственного геологоразведочного института имени Серго Орджоникидзе (г. Москва) Юлия Зворыкина обосновала необходимость содержательных изменений в дисциплине «Экономика», соответствующих неразрывности укрепления технологического суверенитета и формирования сильной экономики России.
Заместитель Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук Московского физико-технического института Алексей Елисеев и директор Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук Московского физико-технического института Григорий Консон в совместном докладе «О реформе реализации экономической компетенции для студентов STEM-направлений» обосновали мнение о том, что оптимальный подход к преподаванию курса экономики должен быть сформирован с учетом потребности студентов на основе изучения опыта реализации экономической компетенции в ведущих инженерных школах России, а также в ведущих зарубежных университетах.
Заведующий Центром институционально-эволюционной экономики и прикладных проблем воспроизводства Института экономики РАН Светлана Кирдина-Чэндлер в докладе «Экономика нового мирового порядка: вызовы для российского экономического образования» аргументировала позицию, что развитие российского экономического образования по модели «догоняющего развития» нецелесообразно, а также указала на необходимость асимметричного ответа на вызовы стоящие перед преподавателями экономических дисциплин с опорой на национальные достижения, незападную экономическую теорию и кооперацию российских университетских и академических экономистов.
Заведующий кафедрой общей экономической теории и истории экономической мысли факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета Дмитрий Миропольский в докладе «Россия в контексте дуализма экономического мира человека: проблема изучения и преподавания» представил чрезвычайно актуальную авторскую позицию, обосновывающую российскую модель экономики как модель евразийского типа, а также выступил с предложением вспомнить и использовать при актуализации содержания дисциплины «Экономика» политэкономические подходы. С этим тезисом согласился и далее его развил в своем докладе «Экономическая теория: возможен ли возврат к истокам?» профессор кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Владимир Баликоев. Он также предложил опереться на международный опыт преподавания политической экономии.
Заведующий кафедрой экономической теории Южного федерального университета Вячеслав Вольчик в докладе «Экономический образ мышления и патриотизм» представил доктрину экономического патриотизма, которая способствует поиску баланса между национальными интересами и различными формами либерализации экономических отношений. По его мнению, концепция экономического патриотизма приводит нас к выводу о том, что ключевые вопросы содержания дисциплины «Экономика» нельзя рассматривать в отрыве от политических процессов и ограничений, которые связаны с реализацией национальных интересов России.
Директор научно-образовательного центра «Центр поведенческой экономики по исследованию проблем общественного сектора» при кафедре региональной экономики и управления НГУЭУ Александр Шмаков в докладе «Развитие представлений об экономическом поведении» представил свое видение того, в каких направлениях экономическая наука может двигаться с точки зрения смягчения предпосылок о рациональном поведении экономических агентов.
Заместитель директора по научной работе Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет» (г. Москва) Ирина Шацкая поделилась опытом преподавания дисциплины «Экономическая культура» в своем университете на основе метода геймификации.
Профессор кафедры экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Симченко в докладе «Проблемы синтеза экономических теорий в современном преподавании дисциплин «Микроэкономика», «Макроэкономика»» обосновала актуальность реформирования экономического образования в целом, а также указала на важность инструментального характера знаний, которые должна давать дисциплина «Экономика».
Главный научный сотрудник лаборатории институционального анализа, заслуженный научный работник Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виталий Тамбовцев представил свое видение структуры дисциплины «Экономика», указав на обязательность включения в содержание дисциплины знаний о том, как устроена экономическая система, из каких элементов и блоков она состоит, каковы связи между ними, и как характер этих связей определяет тип экономической системы.
Кроме того, важным базисом для проектирования учебно-методического комплекса послужили результаты групповой работы второго дня конференции. Напомним, что второй день конференции прошел в дискуссионном формате в рамках работы малых групп, которая была посвящена поиску оптимальной структуры дисциплины «Экономика», обновлению содержания дисциплины «Экономика», поиску наиболее эффективных образовательных технологий. Все участники конференции приняли активное участие в работе малых групп, охотно делились своим опытом преподавания дисциплины «Экономика» для неэкономических специальностей. Больше всего дискуссий возникло вокруг используемых в курсе методологических подходов экономической науки, различных терминов, принципов и подходов. При этом обсуждаемая также связь с курсом «Основы российской государственности», по мнению ряда участников, позволила по-новому подойти к трактовке содержания и структуры дисциплины «Экономика».
Следующие мероприятия в рамках проекта ДНК России по обсуждению вопросов актуализации дисциплин «Экономика» и «Государственное и муниципальное управление» запланированы на площадке НГУЭУ 8 апреля 2024 года совместно с ГАУГН, а также всеми заинтересованными университетами и научными учреждениями:
- Круглый стол по актуализации дисциплины «Экономика» пройдет по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская 52/1, конференц-зал «Центральный»
8 апреля 2024 года с 12.00 до 14.30 по новосибирскому времени (8.00-10.30 по московскому времени) в смешанном формате (очно, дистанционно).
- Круглый стол по актуализации дисциплины «Государственное и муниципальное управление», организуемый Государственным академическим университетом гуманитарных наук на площадке нашего университета пройдет по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, 52/1, конференц-зал «Центральный» 8 апреля 2024 года с 15.00 до 17.30 по новосибирскому времени (11.00-13.30 по московскому времени) в смешанном формате (очно, дистанционно).
Для участия в указанных мероприятиях необходимо пройти предварительно регистрацию по ссылке.