25.02.2024
В работе конференции приняли участие более 450 делегатов из 150 научных и образовательных организаций 60 субъектов Российской Федерации, в том числе новых территорий – Запорожской и Херсонской областей, Донецкой и Луганской народных республик.
В рамках федерального проекта «ДНК России» на базе НГУЭУ состоялась научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Экономика».
В работе конференции приняли участие более 450 делегатов из 150 научных и образовательных организаций 60 субъектов Российской Федерации, в том числе новых территорий – Запорожской и Херсонской областей, Донецкой и Луганской народных республик.
Основной целью конференции стало обсуждение структуры и содержания дисциплины «Экономика», подходах и особенностях ее преподавания в высших учебных заведениях с учётом тех проблем, противоречий и коллизий, которые накопились в преподавании в последнее время и были вскрыты после начала реализации во всех университетах страны курса «Основы российской государственности». Делегаты должны были обсудить и разработать единый подход к преподаванию экономики, содержанию и структуры данной дисциплины. Как отмечают участники конференции, несмотря на многочисленные изменения экономических процессов государственного и мирового уровня, подходы к преподаванию экономических дисциплин в стране длительное время не актуализировались, и многие из них в настоящее время устарели. Сейчас возможность для актуализации появилась с внедрением федерального проекта «ДНК России». Ранее в рамках данного проекта был реализован новый образовательный курс «Основы российской государственности», а сейчас взят курс на обновление целого ряда других социально-гуманитарных дисциплин.
- Особое внимание участники конференции обратили внимания на используемые в курсе термины, принципы и подходы, - комментирует по итогам конференции проректор НГУЭУ по научной работе и дополнительному образованию, руководитель опорно-методического центра Дмитрий Куницын. - Связь с курсом «Основы российской государственности» позволила несколько по-иному взглянуть на уже привычные для отечественных преподавателей названия разделов и тем дисциплин. Так, междисциплинарный подход и системное мировоззрение позволило вскрыть определенную однобокость современного изучения экономики. Так, наименование темы «экономика потребителя» в итоге на подсознательном уровне формирует представление обучающихся о том, что они являются потребителями и основное их предназначение в экономических отношениях заключается в «потреблении».
Подобная мировоззренческая установка, как поясняет проректор, является причиной появления целого ряда искаженных моделей поведения, способных спровоцировать возникновения целого ряда социально-экономических проблем, в том числе в сфере демографии, развития института семьи, экологии и др. В связи с чем, более корректным является изучение темы «экономики домохозяйств», как более полного и глубокого явления. Подобная тема позволяет глубже раскрыть ценности российской цивилизации, которые были представлены ранее в курсе «Основы российской государственности».
- Аналогично привычное всем изучение только темы «рынок и рыночные механизмы» позволяет очень поверхностно понять то, что происходит в реальной экономике, - продолжает Дмитрий Куницын. - Очевидно, что ознакомление студентов только с рыночными механизмами товарообмена, без описания механизмов взаимодействия-дарообмена не позволяет понять им многие процессы, имеющие глубоко укоренившееся место в нашей жизни, а также все многообразие других экономических отношений, имеющих место за пределами «западного мира». Важным результатом курса явилось формирование сообщества научно-педагогических работников и вузов, стремящихся развивать дисциплину «Экономика» с учетом современных реалий.
Необходимость изменения подходов к экономическим дисциплинам и их преподаванию отмечают и в органах власти.
- Мы пришли к необходимости решения тех вопросов, которые назрели, но мы не находили для них времени, возможностей и сил, - говорит заместитель министра экономического развития Новосибирской области доктор экономических наук Ольга Симагина. - Настало время обновления и время принятия достаточно серьёзных решений. Органы власти эти решения приняли. Но без их правильной реализации ничего не получится. От того, какую основу мы заложим для будущих поколений россиян, зависит всё больше и больше. У молодёжи всё меньше времени на раскачку, необходимо прямо сейчас принимать решения и участвовать в развитии нашей страны. Для этого нужно понимать закономерности развития экономики в мире и в нашей стране и быть главным транслятором подходов, которые можно применять в жизни.
В первый день конференции научная дискуссия была сконцентрирована как на вопросах развития современных представлений об экономике и экономическом образе мышления, так и на подходах по актуальным вопросам развития преподавания «Экономики» в целом, а также на различных образовательных программах. В пленарной части конференции выступили 15 ученых и преподвателей - представителей Российской академии наук, университетов Москвы (МГУ, МФТИ, МИРЭА, РГГИ), Санкт-Петербурга (СпбГЭУ, СпбГУ), Ростова-на-Дону (ЮФУ) и Новосибирска (НГУЭУ). В докладах представителей НГУЭУ была обозначена теоретическая основа для понимания современных экономических процессов, основанная на синтезе различных отечественных и мировых научных школ, определении места и роли экономики в системе научных знаний, а также представлены конкретные предложения по структуре и содержанию дисциплины «Экономика».
Второй день научно-практической конференции был посвящён работе малых групп по выявлению проблем в преподавании экономики на различных направлениях подготовки, проектированию структуры и содержания дисциплины «Экономика», а также формированию рекомендаций по применяемым образовательным технологиям, а также рекомендуемой научной и методической литературе, рекомендуемой к использованию обучающимися. Определенной методической базой для групповой работы послужило выступление ученого секретаря Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление» Ирины Телешовой. В этом выступлении было рассмотрено современное представление о конструировании образовательной программы, а также ее будущей трансформации во ФГОС 4-го поколения.
В работе конференции от лица руководства проекта «ДНК России» приняла участие, заместитель начальника Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС (Москва) Анастасия Суслова.
Проект «ДНК России» разработан Министерством науки и высшего образования РФ в соответствии с рекомендациями экспертно-методического совета комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Наука». Его основная цель — повышение качества преподавания общественных наук. Проект направлен на вовлечение академического сообщества для учебно-методического и научно-исследовательского сопровождения государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. НГУЭУ является опорно-методическим центром для реализации проекта «ДНК России» в ряде регионов Сибирского федерального округа.