30.10.2023
- Мы не просто ждали этого события, а год занимались исследованиями, образованием в социологической сфере, - говорит проректор по научной работе НГУЭУ Дмитрий Куницын. - И, конечно, у нас и наших коллег есть определённые результаты, которыми хотелось бы поделиться. Наши коллеги с кафедры социологии вовлечены в повестку исследований социальных процессов в стране в то время, когда появились новые вызовы, угрозы и новые тенденции. Их нужно учитывать, понимать, чтобы принимать решения органами власти и местного самоуправления. Наш университет является одним из инициаторов реализации проекта «Интеллектуальная биржа», направленного на взаимодействие с органами власти.
В НГУЭУ 27 октября состоялся VI Сибирский социологический форум с международным участием. В ходе мероприятий форума (пленарного заседания, секций, круглых столов и тематических площадок) его гости - от студентов до докторов наук - постарались раскрыть развитие сфер, в которых применяется социологическая наука в связи с актуальными событиями общемировой и государственной повестки.
- Мы не просто ждали этого события, а год занимались исследованиями, образованием в социологической сфере, - говорит проректор по научной работе НГУЭУ Дмитрий Куницын. - И, конечно, у нас и наших коллег есть определённые результаты, которыми хотелось бы поделиться. Наши коллеги с кафедры социологии вовлечены в повестку исследований социальных процессов в стране в то время, когда появились новые вызовы, угрозы и новые тенденции. Их нужно учитывать, понимать, чтобы принимать решения органами власти и местного самоуправления. Наш университет является одним из инициаторов реализации проекта «Интеллектуальная биржа», направленного на взаимодействие с органами власти.
Ход форума и масштаб рассматриваемых на нём вопросов можно условно обозначить «от общего к частному» - от глобальных вопросов мировой политики и цифровизации до более «приземлённых», вроде, активности российской молодёжи в соцсетях, её нравственных или карьерных ориентиров. Например, ещё на пленарном заседании в качестве дискуссионного обозначился вопрос возможной альтернативы капиталистической формации. Как напомнил завкафедрой экономической социологии и менеджмента МГУ, доктор социологических наук Сергей Барков, этот вопрос до сих пор вызывает дискуссии сторонников марксизма и их оппонентов.
- Капитализм соответствует не только нашим социальным императивам, но и биологической природе, - считает учёный. - Да, мы будем конкурировать с Западом, отстаивать свои права. Но, на мой взгляд, сегодня какого-то резкого потенциала уничтожения капиталистической системы не существует.
Альтернатива капитализму есть, как считает профессор департамента социологии факультета социальных наук Высшей школы экономики Светлана Барсукова. Она приводит в пример «экономику дарения», при которой вопреки одному из основных капиталистических постулатов «человек человеку волк», люди как в спокойное время, так и особенно в критической для общества ситуации стараются бескорыстно помогать друг другу. Это явление зафиксировали антропологи, изучая быт жителей ряда дальних островов. Оно же, как рассказывает Барсукова, ярко проявилось в нашей стране после развала СССР. Однако и ранее подобное периодически отмечалось в произведениях, как зарубежной, так и отечественной классики литературы, впоследствии кинематографа: мама просит Красную Шапочку из одноимённой сказки отнести бабушке пирожки, казаки в «Тихом Доне» помогают другу в полевых работах, подруги главной героини фильма «Москва слезам не верит», узнав о её неприятностях, тут же приезжают поддержать психологически. И таких примеров помощи людей друг другу деньгами, продуктами, трудом – множество.
- Цель людей – не максимальная консолидация прибыли, а возможность выжить сообща, - говорит Барсукова. – Весь мир в 90-е был удивлён, когда наша страна после разрушения колхозов, остановки производства, не была завалена трупами, умерших голодной смертью граждан.
Второй не менее глобальной темой обсуждения стало продолжение развития цифровой отрасли. Как следовало из докладов, цифровизация как глобальная, так и более локальная, государственного уровня, помимо плюсов в виде прогресса, несёт в себе и немало рисков. К примеру, на просторах социальных сетей уже обозначились радикальные молодёжные сообщества. Кого можно отнести к ним? Какой основной критерий следует взять за основу этого – политический, религиозный и так далее? Как таким сообществам можно противостоять? Эти и другие вопросы также стали темой для дискуссий в рамках секционной работы. Отдельно их обсудили и представители молодёжи на своих тематических площадках, где студенты представили исследовательские проекты, посвящённые цифровой отрасли и её перспективам.
- Как интернет зависит от того, что происходит в реальном мире, так и реальный мир зависит от того, что происходит в интернете, - говорит студент-социолог Тимур Еникеев. - Некоторые взгляды человека формируются в Интернете. Он их как-то транслирует в реальном мире, а потом, возможно, изменив в результате общения, переносит в виртуальный мир. Можно рассмотреть какие-нибудь «тяжёлые» кейсы, когда, например, человек изначально плохо думает о какой-либо группе и в своей виртуальной идентичности подстраивается под эту группу, чтобы её дискредитировать.
В целом современной российской молодёжи, причём не только в связи с цифровыми технологиями, был посвящён значительный блок докладов на мероприятиях форума. Речь шла о карьерных и культурных устремлениях молодых людей, их саморазвитии и гражданской идентичности. Тем более, что, как напомнила в своём докладе руководитель регионального центра оценки и развития управленческих компетенций Юлия Бабина, с нынешнего учебного года в НГУЭУ, как и в ряде других российских вузов, участвующих в федеральном проекте «ДНК России», студенты изучают новый курс, посвящённый российской государственности и призванный сформировать систему мировоззрения у студентов. Один из разделов «Вызовы будущего и развитие страны» включает в себя информацию о «цивилизационных вызовах и ценностных ориентирах российской цивилизации, траектории реализации творческого и профессионального потенциала человека».
- Учебная деятельность является только одной из форм формирования гражданской идентичности у обучающихся, - поясняет Юлия Бабина. - Гражданская идентичность, на мой взгляд, пересекается с этикой, моралью, что выступает в качестве осознания себя как личности и определения своего места и предназначение в жизни. Социальные ценности – такие, как честность и этичность, служение Родине и семейные ценности -определяют действия человека, именно поэтому являются фундаментом проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия-страна возможностей». Современная система образования нацелена на формирование такого индивида, который был бы самостоятельным, ответственным за последствия своих действий, выполняющим морально-правовые нормы, обязанности члена общества. Но результаты опросов показывают затруднения у большей части молодежи в части ассоциаций и образов желаемой будущей работы, модели общества, будущего. Фокус внимания академического сообщества должен включать культуру саморазвития как элемент базового ядра, конструирование новых образовательных технологий для вовлечения молодежи в проекты и приобщения к навыкам непрерывного самообразования - чтобы осознать себя полноценно, активно интегрированными в общероссийское гражданство.
Всего в мероприятиях форума участвовали 250 гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Кемерово, Томска, Ленинска-Кузнецкого, Барнаула, Иваново, Волгограда, Гродно (Белоруссия), Пекина (КНР) и Абуджи (Нигерия). Экспертными гостями стали заведующий кафедрой экономической социологии и менеджмента МГУ Сергей Барков, профессор УрФУ Гарольд Зборовский, профессор департамента социологии факультета социальных наук ВШЭ Светлана Барсукова, заведующий сектором институционально-эволюционной экономики Центра институционально-эволюционной экономики и прикладных проблем воспроизводства Института экономики Российской Академии наук Светлана Кирдина-Чендлер, главный научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук Юрий Попков, проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын, заведующая кафедрой социологии Светлана Ильиных, а также научно-педагогические работники и студенты НГУЭУ и других вузов страны. В общей сложности на пленарном заседании и пяти тематических площадках прозвучало около двухсот пятидесяти докладов.