27.09.2023
19 сентября завершилась проектная сессия по этой проблеме. Результат двух дней работы – модель общих компетенций – матрица ценностей, личных качеств, социальных и общепрофессиональных компетенций.
Высшие учебные заведения успешно адаптировались к рыночным условиям – в пользу этого факта говорят и рейтинги университетов, и динамика поступления, и данные рынка труда. Сейчас вузы-лидеры понимают, как привлекать абитуриентов, какие каналы информации использовать, как говорить на языке молодого поколения так, чтобы их услышали. Но вопрос о том, каким должен быть выпускник вуза, остается открытым.
В рыночных условиях вузы начинают больше внимания уделять качеству выпускников: ведь выпускник – это именно тот результат университетского образования, который попадает на рынок труда. И он должен быть конкурентоспособным. Вузы – разные, с различными нишами, дополнительными возможностями, партнерами и связями. Соответственно и выпускники – тоже нишевые, у каждого вуза свои, рассчитанные для своего заказчика-работодателя. Именно для того, чтобы готовить востребованных на рынке выпускников, необходимо формировать его комплексный портрет, некую матрицу характеристик. От понимания ключевых преимуществ, характеристик, компетенций выпускников, которые необходимы работодателям, можно переходить к созданию эффективного современного университета: формировать образовательные программы и преподавательский состав, создавать инфраструктуру, использовать новые форматы обучения. Более того – выпускник является в том числе и дальнейшим развитием абитуриента, поэтому портрет выпускника в дальнейшем рождает и портрет абитуриента.
НГУЭУ в рамках реализации программы развития вуза уже начал работу по формированию портрета выпускника: 19 сентября завершилась проектная сессия по этой проблеме. Результат двух дней работы – модель общих компетенций (своеобразный «Код нархоза») – ценности, личные качества, социально-личностные и общепрофессиональные компетенции. Далее на основе этой модели будет составлена матрица соответствия компетенций и дисциплин, которые их формируют, и, что наиболее важно – разработана структура современной, востребованной образовательной программы.
К участию в проектной сессии в качестве экспертов были привлечены работодатели-заказчики образовательных услуг. Они формируют потребности рынка в перспективных кадрах с определенными характеристиками. Например, среди личных качеств, необходимых выпускникам будущего, участники сессии отметили гибкость, ответственность, авантюризм, среди компетенций – лидерство, цифровая грамотность, навык моделирования, системное мышление, управленческие навыки. Интересно, что были отмечены необычные качества выпускников – стремление иметь «особое мнение» и готовность проявлять себя, «звучать».
Как отмечает Светлана Смиренко, исполнительный директор сети медицинских центров «Смитра», «Для работодателя сейчас очень важно умение работать в команде. Проактивность – это хорошо, но человек должен уметь адаптироваться в коллективе. И важно помнить – для того, чтобы управлять, важно научиться подчиняться». Как отмечают работодатели, на университетах лежит большая ответственность по формированию тех инструментов, которые позволили бы агрегировать запросы работодателей на компетенции, отражать их в учебных программах и следить за качеством выработки этих компетенций у студентов.
По словам Марины Гусевой, первого проректора НГУЭУ, «Мы живем в очень высокоскоростном мире: меняются рынки, появляются новые внешние вызовы, растут требования к технологиям. Важнейшая задача университетов сейчас - тоже меняться, быть современным и не только не отставать от трендов, но и смотреть вперед на 5-7 лет. Именно через это время сегодняшний первокурсник выйдет из стен университета и его навыки должны быть востребованы работодателем, регионом, страной, а он сам должен уверенно двигаться в своем развитии.
Сегодня университет не просто дает знания, но и формирует мышление, ценности, смыслы, реализует свои собственные бизнес- проекты, научные разработки, сам задает тренды развития региона. Ориентируясь на потрет выпускника, мы планируем разработать и портрет такого преподавателя, который помогает студенту, дает знания, занимается наукой, инновациями. Кроме этого, мы разрабатываем экосистему в университете, в которой все это возможно реализовать. Без этой работы вуз застрянет в старой модели «давать знания» и не сможет перейти к новой модели «Университета 3.0», в котором образование влияет на науку, а наука - источник предпринимательских идей и новых бизнесов».