23.08.2023
22 августе на базе университета в рамках «Технопром - 2023» прошел форум «Новосибирск как платформа для международных контактов». Организаторами выступили департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска и Новосибирский государственный университет экономики и управления.
В работе площадки приняли участие мэр Новосибирска Анатолий Локоть, начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Виталий Витухин и ректор НГУЭУ Павел Новгородов, который в своей вступительной речи отметил актуальность обсуждения данной темы с точки зрения бизнеса, науки и образования:
«Повестка Технопрома – это обсуждение технологического суверенитета, поэтому важно отметить две ключевых особенности для Новосибирска и региона в целом. Первая – это то, что у представителей малого и среднего бизнеса различных сфер наблюдается рост, связанный с уходом зарубежных компаний. Поскольку Новосибирск – это сосредоточение малого и среднего предпринимательства, поэтому у города есть возможность получить импульс к развитию. Вторая особенность, которую мы наблюдаем уже сейчас, – это разворот на Восток во многих сферах, в том числе политике и бизнесе. В связи с этим у Новосибирска есть шанс подчеркнуть статус города, который исторически является логистическим, образовательным и культурным центром, находится в непосредственной близости от стран Азии. Мы как представители науки и образования наблюдаем большой интерес к развитию программ, которые связаны с присутствием России на восточных и азиатских рынках. На данный момент НГУЭУ ведет переговоры с МГИМО об открытии совместной образовательной программы «Правовое сопровождение международного бизнеса на азиатских рынках». Таким образом вуз внесет вклад в поддержку новосибирского бизнеса, который занимается внешнеэкономической деятельностью».
В приветственном слове Анатолий Локоть отметил, что важно не только наладить контакт с Азией, но и укрепить позиции по импортозамещению.
«Сегодня перед страной стоят серьезные вызовы, и это нужно принимать как данность. Переориентация России и ее интеграционных связей с Запада на Восток – это то, о чем все чаще говорит руководство нашей страны. Нам объявлена блокада, и мы должны защищать интересы своей страны. Необходимо выстраивать пути решения, используя прошлый опыт и современные технологии, – подчеркнул мэр Новосибирска Анатолий Локоть в ходе круглого стола. – Центр мировой экономики сдвигается в Азию, и географическое положение Новосибирска открывает перед нами определенные перспективы: наш город находится на торговых путях с Казахстаном, Средней Азией и Востоком. Это хорошая возможность наладить экономическое и технологическое сотрудничество. Задача – создать условия не столько для импортозамещения, сколько для импортоопережения. Мы сформировали интеллектуальную карту кооперативных связей Новосибирска. Городу есть что предложить в качестве фундамента для выстраивания и удлинения кооперативных цепочек с высокотехнологичными наукоемкими производствами».
В рамках обсуждения участники затронули роль и перспективы Новосибирска в российской логистической системе, возможности и риски при работе с зарубежными партнерами и безопасность бизнеса при ведении внешнеэкономических сделок, а также административное регулирование сделок отечественных и иностранных компаний.
Виталий Витухин отметил, что Новосибирск является приоритетным логистическим центром и рассматривается в качестве фронт-офиса, который в перспективе может выполнять функции локализации технологичного производства для импортозамещения, а также трансформироваться из транзитного узла в хаб по выстраиванию отношений с Азией.
Президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири», Сергей Максимов в своем докладе «Роль Новосибирска в условиях трансформации российской логистики в современных условиях: вызовы и возможности» выделил конкретные направления развития Новосибирска как логистического центра: налаживание контактов с партнерами из Китая, Казахстана, Ирана и Въетнама, выход на новые рынки Индии, оптимизация транспортно-логистической системы, наращивание парка собственных контейнеров и реализация мер государственной поддержки бизнеса.