Виктория Невмывако - студентка 3 курса юридического факультета НГУЭУ. С 2022 года девушка работает помощником юриста в компании LexProf, которая специализируется на судебно-арбитражном представительстве и юридическом сопровождении интересов российских и зарубежных компаний.
К концу 4 курса у Виктории будет уже два года опыта работы по профилю в одной из передовых компаний юридического рынка. О том, как начать работать со студенческой скамьи, о возможностях прохождения стажировок и дальнейшего трудоустройства в ЛексПроф читайте в интервью.
— Виктория, почему вы поступили на юриспруденцию в НГУЭУ?
— То, что это будет юриспруденция, я знала изначально. Больше всего я могла представить себя именно в профессии юриста. НГУЭУ я выбрала случайно, когда искала вузы. Меня привлекло то, что вуз находится в центре, очень удобный сайт, я бы даже сказала - самый удобный для подачи документов. Университет показался мне интересным.
— Знали ли вы о компании ЛексПроф до того, как начали стажировку?
— Нет, я из Омска, поэтому о юридических компаниях в других городах ничего не знала. Первое знакомство с LexProf произошло на Сибирской юридической неделе, там проходило общее знакомство с представителями различных сфер юриспруденции: частные компании, а также представители государственных структур. Представителем ЛексПроф была Татьяна Леонидовна Гончарова, меня заинтересовало то, с какой любовью она рассказывала о компании, об их сотрудничестве со студентами, как они с первых дней практики дают стажеру погрузиться в профессиональную среду юриста.
— Как началась ваша стажировка? Оправдала ли ожидания?
—Я пришла на неё 1 сентября в начале 3 курса. Сначала нужно было написать мотивационное письмо, а далее шло собеседование. Конечно, было немного страшно: вокруг тебя уже состоявшиеся юристы, а ты приходишь в какой-то неясности, а что делать, а какие задания тебе дадут? Сможешь ли ты справиться с этим? И, понятно, много опасений, переживаний по поводу этого. Но стажировка превзошла мои ожидания. ЛексПроф меня привлек как раз тем, что за тобой закрепляют наставника, и ты не чувствуешь здесь себя так, будто тебе не к кому обратиться за помощью. Наставник знакомит тебя с организацией, на начальных этапах дает поручения, ты можешь спокойно задавать ему все вопросы. Тут ты не просто стажер, а полноценная часть коллектива: участвуешь в планерках, занимаешься реальными делами. Благодаря всему этому я быстро адаптировалась к работе.
От стажера до сотрудника компании мой путь занял 2 месяца, и уже в начале ноября я стала помощником юриста.
— А как совмещали работу с учебой?
— Как мне кажется, я выбрала наиболее подходящий момент для трудоустройства. Сентябрь – это месяц раскачки, в тот момент я поняла, что надо пробовать. Конечно, совмещать учебу с работой сложно, особенно в конце семестра, когда количество письменных работ увеличивается. Но важно отметить, что в ЛексПроф понимают важность учебы. На планерке ты устанавливаешь график, оповещаешь об этом коллег, они видят в какие моменты ты в вузе, это очень удобно. При большом желании можно совмещать без ущерба для учебы.
— Какие компетенции, полученные в НГУЭУ, вы используете в работе? Бывает ли такое, что в учебе вы применяете наработанный опыт?
— НГУЭУ дает необходимую базу, особенно на первом-втором курсе, когда мы изучали теорию государства, уголовное, гражданское право. Знания, полученные в университете, точно пригодились мне на работе в компании. Но и опыт работы, в свою очередь, помогает учиться: я все чаще замечаю, что проще делать какие-то задания на учебе, потому что уже сталкивалась с ними в работе. Есть ощущение, что сейчас именно работа помогает учебе.
— Как реагируют преподаватели на то, что вы совмещаете работу с учебой?
— Конечно, многое зависит от самого преподавателя и его личного восприятия того, что студенты работают во время обучения. В целом преподаватели положительно относятся к тому, что все больше студентов устраивается на работу.
—Поделитесь, в каких проектах компании вы приняли участие? В какой сфере нравится больше всего работать?
— Я принимала участие во многих проектах, компания активно привлекает стажеров к проектам в разных областях права. Например, банкротство, семейные споры, интеллектуальная собственность, корпоративные споры - с ними работать мне нравится больше всего, и на данный момент я бы хотела развиваться именно в этой сфере. Особенно ценно то, что в ЛексПроф ты всегда работаешь в разных направлениях - это позволяет тебе больше развиваться в юридической сфере.
—Есть ли какой-то совет для студентов, которые не решаются пойти на стажировку или полноценно трудоустроиться? Что можете сказать студентам, которые чувствуют неуверенность в себе?
—Я бы сказала, что страх во многом заставляет нас действовать. Перед тем как пойти на стажировку, меня одолевали сомнения в себе: а вдруг меня не возьмут, скажут, что нужно еще “подрасти”? Ведь у ЛексПроф высокий рейтинг, международные клиенты, даже преподаватели в нархозе отмечали, что это отличная компания. Опасений было много, но я все равно решилась заявить о себе.
—Хотелось бы в будущем самой стать наставником для стажеров?
—Тут важно быть именно хорошим наставником, чтобы твой подопечный вдохновлялся тобой и твоей работой. Мне повезло с наставниками, которые теперь являются моими коллегами - Константин Бойко и Кристина Пологутина. Хочется вообще поблагодарить всех ребят, которые помогали мне адаптироваться. Это однозначно был бы интересный опыт.
Можно еще отметить, что нархоз помогает студентам с точки зрения трудоустройства, поиска практики. В вузе большое количество мероприятий, та же Сибирская юридическая неделя, судебные поединки, на которых компании целенаправленно ищут себе сотрудников. Также много внеучебных траекторий. Нархоз помогает студентам найти себя.
Адвокат, заслуженный юрист Новосибирской области, управляющий партнер ЮК “ЛексПроф" Татьяна Гончарова и партнер, руководитель практики банкротства и защиты активов ЮК “ЛексПроф” Семён Смирнов рассказали о том, как проходит стажировка у студентов с позиции руководителей, о возможностях, представленных в компании и том, почему опыт работы в общепите полезен будущему юристу.
—Не многие компании готовы брать студентов, которые продолжают обучение на очной форме, для них нужен особый график, а также их необходимо многому научить. Частая ли это практика у Вас?
Татьяна: — В нашей компании практически с первого года зародилась традиция брать студентов на летнюю практику. Изначально мы брали студентов в секретариат, но это не приносило желаемого эффекта. Нам хотелось добиться того, чтобы специалисты росли в нашей компании с позиции стажера, а не покидали ее по окончании практики. Мы заинтересованы в том, чтобы растить специалистов внутри компании буквально со студенческой скамьи. К специалисту, выросшему внутри компании, особенно, если речь идет о руководящей должности, коллектив всегда относится с большим доверием и теплотой, чем к человеку, пришедшему в компанию со стороны. Да и культура компании такому сотруднику ближе и роднее. Для нас очень важно, чтобы сотрудник разделял ценности компании, и чтобы ему доверяли коллеги, чувствовали в нем надежного соратника. На стажировке я студентам говорю: “Вы успешный, если у вас нет времени. Это значит, что вы получили доверие юристов”. Поэтому важно проявить себя на стажировке.
Мы также стараемся подключать стажеров-студентов к участию в корпоративных мероприятиях. У нас в прошлом году было десятилетие компании, тогда мы подумали, что памятным событием станет, если мы посетим наш второй офис в Сочи, а затем отметим своё десятилетие в Абхазии. На это мероприятие мы взяли каждого сотрудника, включая самых-самых младших стажеров. Мы подключаем их также и к различным профильным форумам, слетам. Например, совсем недавно был Слет банкротных специалистов (СБС), который мы организовывали на Алтае, в нем также принял участие наш стажер.
Мы беседовали с нашими московскими коллегами. У них свой подход, может быть, это потому, что Москва перенасыщена специалистами, хотя они тоже жалуются на кадровый голод. Они не отдают серьезные задачи студентам, например, стажеры преимущественно сканируют документы. Так компания показывает, что профессия юриста - это тяжелый ежедневный труд. Концепция имеет право на существование, но, с другой стороны, захочет ли человек после этого продолжать развиваться в качестве юриста, полюбит ли он профессию?
Семён: —Для нас стажировка - это возможность показать студентами ценности нашей компании, показать, что мы можем дать начинающему специалисту. Нам важно дать стажеру возможность ощутить разницу между стажировкой в нашей компании и в других местах. Ведь зачастую студентов-юристов привлекают на практику или стажировку без погружения в проектную, юридическую работу: в судах они зачастую шьют материалы дел, в каких-то организациях студентов берут на практику вообще формально. В LexProf мы показываем именно жизнь компании, привлекаем стажеров к работе по реальным клиентским поручениям. Если получается, что стажировка попадает на такой период, когда мы проводим корпоративное мероприятие, мы берем на него и студентов. Студенты делятся опытом прохождения практики и стажировки между собой, и так повышается привлекательность нашей компании, как работодателя.
За довольно короткий срок стажировки мы стремимся показать, чем мы можем быть интересны для будущего сотрудника, стремимся дать ему максимум опыта и знаний о деятельности компании. На стажировке студент получает доступ к тому же объему данных, что и сотрудники компании, за исключением той части клиентской информации, которая является конфиденциальной.
Татьяна: --У нашей стажировки есть также и обучающий элемент: три дня студент проводит в секретариате, где старший секретарь обучает его работе в необходимых программах, учит подавать документы в суд в электронном виде, вытаскивать информацию из внешней среды и т.д.
—В каких проектах принимают участие студенты?
Семён: — Во многих наших проектах участвуют студенты, у нас нет ограничения. Все зависит от уровня подготовки самого студента и его личных качеств. Если мы понимаем, что студент сможет решить какую-либо определенную задачу, нас устраивает скорость ее выполнения, то мы готовы дать ему возможность участвовать в проекте. Мы также стараемся водить стажеров в суды слушателями, чтобы сформировать реальное представление о том, что такое судебный процесс на самом деле.
—Как студенту попасть на стажировку в ЛексПроф. После какого курса лучше ее проходить? Можно ли после первого?
—После первого курса прохождение практики, скорее всего, будет затруднительным для самого студента. Когда мы говорим о практике в юридической компании, важно, чтобы у студента были базовые знания, чтобы эффективно погружаться в рабочий процесс, быстро понимать поставленные перед ним задачи. После первого курса, как правило, у студентов еще нет необходимой теоретической и терминологической базы, которая дается на более поздних курса. Как бы это странно ни звучало, но на наш взгляд, будущему юристу после первого курса полезно поработать, например, официантом в общепите. Дело в том, что это сфера, в которой очень много коммуникации с людьми, много конфликтных ситуаций, в которых нужно быстро и самостоятельно принимать решения, это развивает психологическую устойчивость, умение работать с клиентами, старшими коллегами. С точки зрения социальной интеграции это крайне полезный для будущего юриста.
Чем раньше вы начнете работать, тем лучше, но правильнее, если вы начнете это делать со второго курса, когда уже есть необходимая для этого теоретическая база.
— Есть ли отбор?
Семён: —Да, конечно. У нас есть три этапа отбора, которые не сильно отличаются от отбора сотрудника, разница лишь в уровне и сложности тестового задания. Первый этап - знакомство, когда человек приходит, нам нужно посмотреть ему в глаза, чтобы понять психологическую совместимость с нашей компанией, сверить наши ценности. По стажерам сразу видно, горят ли у них глаза. Если мы понимаем, что контакт установлен, человек близок нам по духу, то направляем тестовое задание, основанное на уже завершенных проектах нашей компании. Оно предполагает подготовку базовых процессуальных документов, таких как ходатайство об обеспечении доказательств, а также развернутого, аргументированного ответа на правовой вопрос. Результат выполнения такого задания показывает нам, как человек мыслит, как пишет. Даже если задание выполнено с теоретическими ошибками, но мы видим нестандартный ход мысли, нам все равно интересно продолжить диалог. В этом случае мы приглашаем уже на финальное собеседование.