17.03.2023
Круглый стол, который состоялся для студентов на площадке НГУЭУ 15 марта, объединил экспертов из Москвы и Новосибирска.
В ходе обсуждения заместитель директора Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр» (г. Москва) Иван Лавров сделал акцент на том, что цифровые пространства меняют социальный мир. Социологу нужно хорошо знать математические методы и подходы, кластерный анализ, ведь они остаются востребованными. Но вместе с тем важны цифровые методы, при этом нужно осваивать и новые платформы для сбора данных. Эксперт отметил: необходимо понимать, что между традиционными и цифровыми методами существует колоссальная разница.
Заведующая научно-исследовательской лабораторией Центра социологических исследований СИУ — филиал РАНХИГС Надежда Вавилина ориентировала студентов на необходимость профессионализма и постоянный рост. Она обозначила, что профессионализм для социолога — это знание новых проблемных полей, новых инструментальных методов и подходов. «Надо много знать», потому что «заказчик не всегда может сформулировать свои требования и ожидания».
Руководитель Центра маркетинговых исследований «Инфоскан» Анжела Смелова подчеркнула, что очень важны базовые понятия: статистика, анализ, математическая статистика. Количественные массивы приходится постоянно рассчитывать. Что касается личных качеств, то социолог должен иметь широкий кругозор, критическое мышление, стрессоустойчивость, умение коммуницировать с заказчиками. Коммуникации — паритетные, «помогающие». Важно владеть ораторским искусством при защите проекта. Крайне актуальной остается работа исключительно в рамках этики социолога. Анжела Смелова сделала акцент на необходимости владения английским языком. Практические навыки социолога также весьма востребованы, в том числе умение правильно, полноценно и содержательно оформлять отчеты, визуализировать презентации, графики. Очень важна дисциплина и сроки.
Эвелина Будеева, социолог Института общественного мнения «Анкетолог», отметила, что современному специалисту необходимо уметь отбирать необходимые данные, эстетично их оформлять и презентовать клиентам, работать с SPSS и другими статистическими программами. Важно владеть не только современными инструментами сбора первичных данных (конструкторами анкет, платформами для онлайн-интервью и т.д.), но и рассчитывать выборки. Показательно, что к числу личностных качеств эксперт отнесла те же, что отметили и другие спикеры: широкий кругозор, интерес к происходящему в мире, стране, обществе; обучаемость: возможность в сжатые сроки погружаться в новую тему, выявить главное, структурировать данные; стрессоустойчивость, усидчивость, умение общаться с разными людьми, договариваться, настаивать на своём; внимательность. Работа с данными требует концентрации и не терпит ошибок.
Начальник отдела исследований и анализа компании «Сибирский гурман» Анна Орлова с позиции практикующего социолога-аналитика обозначила несколько моментов: умение работать с большими массивами данных, использовать современные инструменты анализа, визуализировать данные; знание SQL, Python или других языков программирования. Важно постоянно обновлять свои знания относительно современных методов исследований, учитывая, что сейчас появляется много узкоспециализированных направлений в сборе материала и анализе (UX-исследования, BI-аналитика, продуктовая аналитика и т.д.), а также активно развивается сфера online-опросов.
Кроме того, на круглом столе обсудили профессиональные компетенции образовательной программы. Эксперты пришли к выводу, что все они соответствуют потребностям рынка и запросам работодателей. Светлана Ильиных, заведующая кафедрой социологии НГУЭУ, подводя итог, отметила, что в целом работодатели выделяют схожие группы профессиональных и личностных компетенций социологов.