27.02.2023
НГУЭУ продолжает серию ретро-интервью с преподавателями и сотрудниками, которые много лет работают в университете. В январе 2023 года решением Ученого совета вуза доценту кафедры прикладной информатики Петру Михайловичу Пашкову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник НГУЭУ». В разные годы Петр Михайлович был ассистентом, старшим преподавателем кафедры машинной обработки экономической информации и автоматизированных систем управления, доцентом и заведующим кафедрой экономической информатики, и. о. завкафедрой бизнес-информатики. В интервью Петр Михайлович рассказал, как зарождался ИТ-кластер в вузе.
— Петр Михайлович, расскажите, почему и когда вы решили заняться преподавательской деятельностью?
— После окончания НЭТИ в 1976 году я по распределению работал три года инженером-программистом в ЦКБ «ТочПрибор». В это время началось широкое использование автоматизированных систем управления в народном хозяйстве, и от выпускников экономических специальностей требовалась хорошая подготовка в области вычислительной техники и программирования. В НИНХ происходило становление кафедры МОЭИ и АСУ, требовались молодые перспективные преподаватели, и в 1979 году руководство института пригласило меня работать на кафедру. С 1981 по 1984 год я обучался в целевой аспирантуре в Ленинградском экономическом институте им. Пальмиро Тольятти (ЛИЭИ). После защиты кандидатской диссертация вернулся на кафедру и бессменно на ней работаю.
— А в чем, на ваш взгляд, заключается основная цель преподавания?
— Цель преподавания не менялась с античных времен: заложить знания в голову учеников, а также передать умения и навыки, которые позволят им развиваться и успешно трудиться по избранной профессии.
— Существовала ли мода в выборе специальности, когда вы сами поступали в университет? Как определились с выбором?
— В те времена университеты были только классические (в Новосибирске — НГУ), а все остальные вузы были институтами. Я учился в Новосибирском электротехническом институте — НЭТИ (сейчас — НГТУ). Уже тогда, на заре вычислительной техники, все, что связано с компьютерами и программированием, было очень востребовано среди выпускников школ. В 1971 году в НЭТИ открылся первый в Новосибирске ИТ-факультет, который назывался АСУ (автоматизированные системы управления), что меня очень заинтересовало и определило мою профессиональную область. Я обучался по специальности «Прикладная математика».
— Кого вы считаете своим главным учителем?
— С учителями мне повезло. На моем жизненном пути встретилось много замечательных людей, которых я могу считать учителями. В вуз меня пригласили работать доктор экономических наук Анатолий Данилович Коробкин, который в 70-80-х годах был проректором, а в последствии и ректором нашего института, и кандидат технических наук Александр Игнатьевич Кричевский, заведующий кафедрой МОЭИ и АСУ.
На кафедре был замечательный преподавательский состав, у которого было, чему поучиться. С точки зрения учебных дисциплин большую помощь мне в развитии навыков преподавания оказал кандидат технических наук Вадим Михайлович Чистяков. В аспирантуре в ЛИЭИ я обучался на кафедре экономической кибернетики и статистики. Это была выдающаяся кафедра, на которой в свое время работал знаменитый советский экономист Виктор Валентинович Новожилов. Когда я поступил в аспирантуру, кафедру возглавлял доктор экономических наук Юрий Алексеевич Львов. На кафедре работало много известных профессоров, сложились научные традиции и была сформирована творческая атмосфера.
Учеба в аспирантуре стала для меня настоящей школой! Моим научным руководителем в аспирантуре был кандидат технических наук Анатолий Петрович Матвеев, который обучил меня азам научных исследований и помог с защитой кандидатской диссертации. Уже в более позднее время в нашем университете у меня сложились творческие связи с проректором по научной работе, кандидатом экономических наук Виктором Александровичем Воловским, который был моим научным консультантом.
В спорте своим учителем я считаю моего тренера, мастер спорта СССР по альпинизму Сергея Николаевича Кургина.
— Как, на на ваш взгляд, изменился нархоз за 40 лет? Можете выделить какие-то особенности, значимые события, поворотные моменты?
— Вуз меняется и это неизбежно. Стадии развития очевидны: НИНХ–НГАЭУ–НГУЭУ. Мы превратились из небольшого экономического вуза в крупный университет, который играет важную роль в развитии Новосибирской области и Сибирского федерального округа.
Когда была принята стратегия по преобразованию академии в университет, нашей кафедре было предложено открыть специальность ИТ-профиля и разработать стратегию на формование факультета. Это коренным образом изменило нашу деятельность.
Кафедра стала выпускающей по ряду ИТ-специальностей. Подготовка ИТ-специалистов потребовала новых компетенций от преподавателей. В настоящее время на нашей кафедре прикладной информатики и кафедре информационных технологий накоплен большой потенциал в области подготовки специалистов, потребность в которых нарастает с каждым годом.
Можно отметить также поворотный момент, который возник в последнее пятилетие. Становление цифровой экономики требует от выпускников всех направлений развития цифровых компетенций, а от вуза требуется существенный пересмотр всех образовательных программ в этом направлении для того, чтобы готовить выпускников к работе в новых условиях. К тому же и сам вуз становится все более цифровым и существенно трансформируется, что отчетливо проявилось в условиях пандемии.
— Поделитесь, пожалуйста, интересными случаями из вашей преподавательской практики?
— Фактически я 30 лет возглавлял кафедру, а у заведующего кафедрой, особенно выпускающей, постоянно возникают различные интересные ситуации, потому что приходится взаимодействовать с большим количеством людей, согласовывать интересы студентов и преподавателей. Один из таких случаев связан с синдромом шаблонного мышления.
Я как заведующий кафедрой всегда готовил шаблоны документов к дипломному проекту для дипломников. Для того, чтобы они задумывались, при оформлении отзыва и рецензии придумал такое условное название темы диплома в шаблоне «Построение информационной системы управления кадрами на Урюпинском мясокомбинате». При этом название выделил в шаблоне желтым цветом, чтобы студенты увидели и заменили название на свое.
Во время одной из защит бакалавров председатель ГЭК зачитывает отзыв и произносит фразу с названием темы про вышеуказанный Урюпинский мясокомбинат. Немая сцена. Потом в кулуарах очень долго над этим смеялись. Хороший был урок для дипломника, его руководителя, секретаря ГЭК и заведующего кафедрой!
— Петр Михайлович, а как развивалась ваша карьера в вузе? Какие поворотные моменты выделяете?
— Прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой. Наиболее значимый момент был связан с открытием ИТ-направлений. Пришлось заниматься всеми процессами по лицензированию ИТ-специальностей, изменять структуру преподавательского состава, так как требовались другие компетенции преподавателей, активно проводить профориентацию, открывать базовые кафедры на ИТ-предприятиях и многое другое.
В последние четыре года на должности заведующего пришлось руководить шестью образовательными программами на четырех уровнях образования: СПО, бакалавриат, магистратура и аспирантура. Каждый уровень — это особая сфера, требующая специфического управления, как бы «отдельный вид спорта». Поэтому очень сложно пришлось во время последней государственной аккредитации, когда были исписаны тонны бумаги. Но мы справились! Вообще-то на моем веку заведующего кафедрой было шесть аккредитаций, и с каждым разом все сложнее и сложнее.
— Над какими научными вопросами вы работали в начале карьеры и над чем работаете сегодня?
— Вектор исследований существенно не изменился. Если в начале своей карьеры я занимался проблемами применения экономико-математических методов и вычислительной техники в экономике, то в настоящее время занимаюсь исследованиями в области цифровой экономики. Цифровые технологии кардинально трансформируют и разрушают традиционные отрасли, ведут к формированию новых профессий. Исследовать эти процессы безумно интересно. Мы живем в эпоху перемен и нужно быть готовыми к новым вызовам! При этом сейчас роль научных исследований существенно возрастает, когда благодаря интернету мир превратился в единую «деревню», и практически отсутствует реальная экспертиза информации, которая появляется в цифровых средах.
— А насколько, на ваш взгляд, сейчас востребованы специалисты, которых выпускает кафедра?
— С 2001 года кафедрой выпущено более 1000 ИТ-специалистов, большинство из которых работают по специальности. В 2005-2007 годах мы уловили спрос на бизнес-аналитиков, участвующих в реализации ИТ-проектов по разработке информационных систем в экономике. Эти специалисты должны обладать компетенциями, как в области ИТ, так и в области экономики.
Наш университет обладает существенным потенциалом в области экономического образования, и это стало одним из факторов в формировании профиля «бизнес-аналитик». Мы стали единственным вузом, который специализировано готовит ИТ-специалистов по этому профилю. По сути, мы смогли создать профессиональную школу в области ИТ-бизнес-анализа.
Следует также отметить, что у нас в настоящее время организована достаточно качественная подготовка ИТ-специалистов. Например, наши студенты многократно выигрывали олимпиады на различных уровнях. Показательный пример: команды наших студентов три раза становились победителями Всероссийской олимпиады по направлению «Прикладная информатика» в Москве, а вузов, которые готовят студентов по этому направлению в стране несколько сотен, большинство из которых имеют технический профиль. Поэтому востребованность наших выпускников не вызывает сомнений.
— Если заглянуть на 10 лет вперед, какой вы видите кафедру прикладной информатики?
— На нашей кафедре всегда царило взаимопонимание и дружеские отношения внутри коллектива. Хотелось бы, чтобы и в будущем этот микроклимат оставался таким же. А если взглянуть на 10 лет вперед, то думается, что кафедре придется играть более значимую роль в университете с целью подготовки выпускников, которые бы смогли найти свое место в цифровой экономике. Поэтому преподавателям нашей кафедры следует активно заниматься исследованием процессов цифровой трансформации, освоением передовых цифровых технологий и их внедрением в учебный процесс.