30.12.2021
Ректор НГУЭУ Павел Новгородов рассказал о главных итогах уходящего 2021 года, в том числе — о результатах своей работы на новом посту и о деятельности ректората университета в обновленном составе.
— 18 декабря 2021 года исполнился ровно год, как я был назначен исполняющим обязанности ректора НГУЭУ. Исполнение обязанностей было возложено на меня в связи с истечением срока действия трудового договора с ректором Александром Владимировичем Новиковым, при этом, поскольку выборы в НГУЭУ были проведены позднее, чем запланировано, Минобрнауки России не успевало оформить все необходимые документы. Приказ о назначении меня ректором был подписан только через полтора месяца, 3 февраля 2021 года.
Перед тем, как перейти к итогам, я хотел бы поблагодарить коллектив, всех сотрудников университета за активную и плодотворную работу в уходящем году. Он был не менее сложным, чем предыдущий 2020-ый, но мы в общем и целом справились с теми задачами, которые стоят перед университетом, факультетами, кафедрами, административными структурными подразделениями. Я вижу, что в нашем вузе работают неравнодушные люди, увлеченные своим делом, готовые не только к «поддержанию» текущей деятельности, но и к развитию, новым идеям и проектам. Это дает уверенность в том, что и в будущем наша совместная работа позволит достигать целей, которые перед нами ставит учредитель, регион, и которые мы формулируем сами через собственное представление о нашей миссии и стратегии развития. Ведь кто бы ни занимал должность ректора — «один в поле не воин», и успех любого вуза определяется работой как управленческой команды, так и всех сотрудников.
На мой взгляд, итоги работы университета, его руководства необходимо подводить, прежде всего, через оценку соответствия этим целям и задачам, и несмотря на то, что я неоднократно говорил о них и в ходе предвыборной кампании, на заседаниях Ученого совета и встречах с коллективом, считаю необходимым обозначить их еще раз.
Первая задача — обеспечить долгосрочную устойчивость и сохранение статуса вуза как университета и как самостоятельной организации. Все, кто давно работает в сфере высшего образования, понимают, что оно находится в состоянии перманентных реформ, только разной степени радикальности. Одним из вероятных сценариев дальнейшего реформирования является, во-первых, сокращение числа вузов в России, во-вторых, их дифференциация по статусу, в-третьих, изменение принципов и инструментов регулирования, отчасти через ужесточение регулирования. Надо понимать, что Минобрнауки будет выявлять «слабые» по разным критериям вузы и решать их судьбу. Кто-то потеряет самостоятельность и присоединится к другому вузу, кто-то вернется к статусу академии или института, потеряв при этом право на подготовку магистрантов и аспирантов, третьи лишатся аккредитации по ряду направлений и специальностей как не удовлетворяющие современным требованиям к качеству образования.
Здесь мы начали с наведения порядка в организации образовательного процесса, от мониторинга проведения занятий, распределения нагрузки, оформления трудовых отношений, соответствия кадрового состава нормативным требованиям до анализа методической обеспеченности образовательных программ и соблюдения регламентов работы в электронной образовательной среде и размещения информации на сайте. Любое наведение порядка означает актуализацию требований, проведение проверок, что всегда вызывает определенную напряженность. Я благодарен тем, кто понимает, что порядок в базовых процессах — необходимое условие обеспечения как качества образования, так и нашего развития. И предпринимает на своем уровне необходимые меры для того, чтобы такой сложный механизм как вуз, работал как часы. А для этого необходимо ответственное отношение и соблюдение имеющихся правил как со стороны работников, так и обучающихся.
Тенденция в оценке качества образования — это независимая внешняя оценка. Поэтому мы в инициативном порядке проходим международную аккредитацию, организуем написание всероссийских проверочных работ, сдачу демоэкзаменов по стандартам Worldskills даже там, где это не является обязательным требованием. К сожалению, я иногда сталкиваюсь с мнением, что внешняя проверка знаний — не более чем формальность, но еще раз подчеркну, что она становится доминирующей со стороны Минобрнауки при оценке качества образования. Дополнительная зона риска — в новых аккредитационных требованиях, которые вступят в силу с 1 марта 2022 года. Всем нам необходимо очень внимательно их изучить.
Важный элемент обеспечения самостоятельности — финансовая устойчивость. За последние два года мы ее достигли и, с одной стороны, у нас сформировался запас прочности, с другой — мы можем наращивать как текущие расходы, в частности, расходы на оплату труда, так и инвестиции.
Для сохранения статуса университета необходимо решить несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, увеличить долю магистрантов и аспирантов в контингенте, во-вторых, повысить эффективность аспирантуры (долю аспирантов, которые защищают диссертацию в течение года после окончания), в-третьих, обеспечить открытие диссертационных советов в 2022 году, в-четвертых, — рост публикационной активности, в-пятых, — рост объема выполняемых на коммерческой основе НИР и привлекаемых грантов.
По всем направлениям сделаны определенные шаги, но, на мой взгляд, они недостаточны и требуется усиление работы. Нам необходимо предложить принципиально новые подходы к привлечению в вуз магистрантов (одна из идей — открытие онлайн-магистратур) и аспирантов, новые подходы к поддержке аспирантов (под руководством Александра Владимировича Новикова активизировался семинар аспирантов, актуализированы правила предоставления грантов на оплату обучения в аспирантуре), организационную и методическую поддержку деятельности научных лабораторий, которые были открыты на базе университета.
Как видно, первая задача является комплексной и объединяет мероприятия в области образовательной, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности.
Вторая задача — усиление взаимодействия с регионом. Здесь хотелось отметить сотрудничество с Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области по проекту «Финансовая грамотность», а также инициативу по оценке персонала министерства. Также мы заключили соглашение с Министерством культуры и надеемся на госзаказ по дополнительному образованию руководителей учреждений культуры области. Активно идет взаимодействие с мэрией — по вопросам городского бюджета, по экологической тематике, по ряду других вопросов. В течение года было несколько продуктивных контактов с муниципальными образованиями, с территориальными подразделениями федеральных структур, а также с крупными бизнес-организациями. В силу ограниченного объема не называю здесь конкретные подразделения и фамилии, но отмечаю, что в направлении взаимодействия с органами власти и с бизнес-сообществом региона успешно работают большинство факультетов и кафедр университета.
Третья задача — выход на проекты, имеющие федеральное или международное значение. Несмотря на то, что НГУЭУ — вуз региональный, мы должны мыслить шире, чаще заявлять о себе, о своих достижениях и лучших практиках вне региона. Отрадно, что некоторые уже фактически реализуются и в этом направлении. Хотел бы подчеркнуть, что администрацией будут поддерживаться все идеи и инициативы, которые могут быть подняты «на флаг» при работе с Минобрнауки России, другими федеральными органами, структурами типа Агентства стратегических инициатив или АНО «Россия — страна возможностей» (РСВ), ведущими российскими и зарубежными вузами. По этой задаче в качестве результатов отмечу подготовку открытия Центра компетенций РСВ на базе НГУЭУ и участие в их проектах, например, «Твой ход» (где наши студенты недавно выиграли грант в размере 2,5 миллиона рублей на развитие вуза), участие в реализации федеральной инновационной площадки по поддержке предпринимательства на базе университета «Синергия», расширение контактов с ведущими вузами — МГУ, Высшей школой экономики, СПбГЭУ, Астраханским и Томским госуниверситетами. Мы — активные участники рабочей группы Минобрнауки России по цифровизации, наш опыт по работе с управленческими данными обсуждается в ведущих вузах страны — на площадках МФТИ, СПбГЭУ, Тольяттинского госуниверситета.
Четвертая задача — развитие инфраструктуры и создание комфортной среды для сотрудников и обучающихся. В этом направлении знаковым проектом остается строительство нового общежития. К сожалению, наш учредитель затянул с выделением дополнительного финансирования, и мы не сдадим, как планировали ранее, объект к концу 2021 года. Последние три месяца мы вели интенсивную работу по данному вопросу с привлечением как губернатора, так и нового полпреда. Ожидаем, что финансирование поступит до конца года, и мы сможем достроить и сдать общежитие весной следующего года.
В течение года в развитие инфраструктуры были направлены значительные финансовые и временные ресурсы. Во-первых, мы провели капитальный и текущий ремонт нескольких помещений, включая аудитории и кафедры, санузлы, спортзал, бассейн, общежитие. Во-вторых, мы закупили более 200 новых компьютеров, МФУ, проекторы, открыли пять новых компьютерных классов, планируем замену устаревшего оборудования на рабочих местах и в аудиториях. Мы также закупили оборудование для модернизации нашей сети wi-fi и в первом квартале 2022 года организуем монтаж точек доступа. Часть закупок сделана за счет субсидии Минобрнауки в размере 13,7 миллионов рублей, которую мы получили под разработанную нами программу цифрового развития.
Понятие «комфортная среда» я понимаю широко — как создание условий для комфортной работы и обучения. Это не только инфраструктура, это нормативное поле, в котором мы работаем, бизнес-процессы, отношения между подразделениями, «корпусами», социальные аспекты. Здесь, к сожалению, не могу похвастаться прорывами — у нас остается очень много бюрократии, неоптимальных процессов. Я часто получаю обоснованные жалобы на замысловатый документооборот, длительное согласование документов, низкую клиентоориентированность отдельных подразделений и сотрудников. В рамках этого направления были приняты, в том числе, кадровые решения, но инерция очень сильна, и не все готовы быстро меняться. Создание комфортной среды для наших сотрудников и студентов — один из моих личных приоритетов в наступающем году.
Пятая задача — сформировать университет как «территорию профессионального и личностного развития». В некотором смысле эта задача является продолжением предыдущей — создания комфортной среды. Для многих вуз — единственный работодатель в течение долгого времени. Наша задача — обеспечить сотрудникам не только «место работы», но определенный спектр возможностей: получить дополнительное образование, принять участие в интересном мероприятии или проекте, заявить и реализовать инициативу, расширить круг профессионального общения. Именно поэтому предлагаются новые инструменты для реализации этих возможностей: оплата или компенсация затрат на дополнительное образование, программа «Зеленый коридор», конкурсы инициатив, кафедральные проекты развития и так далее.
Но вуз должен стать такой «территорией» не только для работников, но и студентов. Для них мы, помимо традиционных творческих студий и спортивных секций, запустим в 2022 году «кружковые» форматы и спецкурсы, предложим новые формы реализации студенческих инициатив.
И, наконец, шестая задача — управленческая — связана с формированием и развитием команды и применением эффективных управленческих инструментов. Мы уделяем большое внимание обсуждению целеполагания, критериев и технологий принятия решений, оценки результатов, модели управления на основе данных. Есть то, что предлагает современный менеджмент, есть наши собственные представления, но при этом очевидно, что основной ресурс — это кадры, которые «решают всё». И я, и мои коллеги признают, что здесь у нас ситуация неравномерная, по разным аспектам деятельности есть как «лидеры», так и «отстающие». Кадровая ротация — нормальный процесс для большой организации, который происходил как в уходящем году, так и будет продолжен в наступающем. Большие вызовы, которые стоят перед университетом, требуют соответствующей самоотдачи, организованности, инициативности, ответственности, понимания трендов, существующего контекста, способности к решению сложных задач, эффективному контролю, «рефлексии» и постоянному самосовершенствованию. Список ожиданий можно продолжать, но главным является наличие живого интереса к тому, чем занимаешься, и желание развития. Важно, чтобы у проректоров, деканов, заведующих кафедрами, других руководителей «горели глаза», присутствовал разумный оптимизм. Остальное приложится и всё обязательно получится!
Желаю всем нам — сотрудникам, студентам, выпускникам, партнерам НГУЭУ — удачи и успехов в Новом году, новых идей и свершений, благополучия, личностного и профессионального развития! А университет в этом поможет!