23.11.2020
С 16 ноября НГУЭУ полностью перешел на дистанционное обучение по всем уровням и формам образования. В своем блоге ректор Александр Новиков рассказывает о том, как прошла первая неделя в онлайн-режиме и как вуз следит за качеством образования на «дистанте».
Мы в НГУЭУ осторожно относились к переходу на дистанционное обучение, и мнения по этому вопросу разделились: одни были за переход, другие — против, как студенты, так и преподаватели. Однако уже с 1 сентября этого года на «дистанте» обучались все заочники, с 9 ноября — студенты очно-заочной формы и с 16-го числа — очной формы.
В вузе существует Клуб преподавательских инициатив, и совсем недавно мы вместе с проректором по учебной работе Владимиром Николаевичем Ромашиным провели онлайн-встречи с его участниками. Собралось около ста человек, которые активно задавали вопросы на тему дистанционного обучения. Мы еще раз напомнили о том, что онлайн-занятия проводятся только на платформах ZOOM и Moodle, строго по расписанию. Каждый преподаватель создает ссылку, которая формируется в расписании, и работает только с использованием этой ссылки. Не нужно каждый раз создавать новые и рассылать студентам. Такой опыт на «дистанте» весной уже был: некоторые преподаватели могли назначить занятия не по расписанию из-за чего случались пересечения и другие неудобства.
Теперь, т.к. все ссылки созданы централизованно, мы имеем возможность контролировать образовательный процесс. Мы с Владимиром Николаевичем решили устроить такую проверку: случайным образом выбрали аудиторию, перешли по ссылке и убедились в том, что лекция проводится по расписанию. На ней присутствовало 60 человек, что хорошо, преподаватель показывал интересную презентацию. В общем, работа кипела.
Важно, что каждый преподаватель делает запись своего занятия, а это означает, что можно проследить, во сколько началась и закончилась пара, опоздал преподаватель или нет. В вузе активно работает комиссия по качеству образования и электронная приемная ректора, а сигналам и жалобам, которые поступают от студентов, есть документальные подтверждения.
Много спрашивают о том, закроется ли вуз полностью на карантин или все-таки преподаватели могут посещать университет.
Да, не у всех есть возможность работать из дома, поэтому мы оборудовали в университете 59 рабочих мест, куда преподаватель может прийти именно в свое расписание и провести занятие в онлайн-формате.
Закрытие входа в деканаты и кафедры не предусматривается — пожалуйста, можно приходить, общаться, но опять же, соблюдая необходимые правила безопасности.
Конечно, многие преподаватели жалуются на то, что мы выдвигаем к ним строгие требования. Но у меня ответ такой: образование должно быть качественным, а за этим необходимо следить. Более того, те преподаватели, которые активно выступали в соцсетях за переход на дистанционное обучение, сейчас стали говорить о том, что нужно вернуться в очный формат. Это, конечно, забавно, потому что непонятно, чем подкреплялась та активная позиция: именно желанием хорошо работать или какими-то другими мотивами.
Мне уже поступили первые отзывы от родителей студентов по поводу дистанционного обучения. Некоторые из них крайне обеспокоены неорганизованностью графика их детей. Если раньше студент находился в социуме, посещая вуз, то сейчас эта возможность отсутствует. При этом дома множество отвлекающих вещей: в ходе лекции студент может есть конфеты, пить кофе или сидеть в соцсетях, а это еще самое безобидное. В общем, по мнению некоторых родителей, на «дистанте» нет полного погружения в образовательный процесс. Казалось бы, перед нами уже студенты, а не школьники, но проблемы с самоорганизацией по-прежнему остаются. Здесь важно спросить себя: готов ли я быть продуктивным, обучаясь дома, и делать что-то для этого. Все зависит только от вас.
Я — за качественные знания при любом формате обучения!