19.10.2020
Ректор Александр Новиков приглашает на открытую лекцию «Третья миссия университета», которая проходит на «Точке кипения» НГУЭУ в рамках проекта Агентства стратегических инициатив «100 лекций ректоров».
В ходе проекта «100 лекций ректоров» будут обсуждаться вопросы, связанные с реализацией «Третьей миссии» университетов, которая включает в себя взаимодействие вуза с обществом, его социальную ответственность и вовлеченность в социально-экономическое развитие регионов, повышение престижа вузов за счет улучшения позиций в международных рейтингах. Такая концепция показалась мне интересной, поэтому я принял приглашение поучаствовать в проекте.
Обычно, говоря о «Третьей миссии» университетов, выделяют три главные точки опоры: образование, наука, общество. Образование — традиционное и, как считается, главное направление университетов. Наука в России во многом «делалась» в Академии наук и только в последние годы ставится задача о необходимости кратно увеличивать научные исследования в университетах. Проблема места и роли университетов только начала обсуждаться. И воздействие университетов на формирование общества проявляется во многом через формирование мышления студентов, их гражданской позиции, способности четко сформулировать проблему и найти способ ее решения.
Я построю свое выступление по следующему принципу: расскажу об общих подходах к модернизации образования и поделюсь опытом НГУЭУ в решении этих вопросов.
Суть первой части моего выступления будет заключаться в том, что в образовании протекает очень много значимых процессов. На мой взгляд, в настоящее время существует несколько трендов, которые можно обозначить в образовании: квалификационный, технологический, инфраструктурный, инновационный.
О чем идет речь, когда мы говорим о квалификационном тренде? Сейчас мы находимся на пороге массовой смены поколений в преподавании: на место старших коллег приходят молодые кадры. И, на мой взгляд, со стороны администраций вузов необходимо активное поощрение этой смены поколений, специалистов с новым мышлением. Кроме того, нужно поддерживать кафедры, привлекающие преподавателей из внешней среды.
Технологический тренд связан с тем, что для нас не должно быть чем-то неожиданным то, что мы используем современные формы обучения. И я убежден, что новые технологии и технологии, основанные на цифровых ресурсах, не могут быть навязаны извне — должны появиться их носители. Например, я буду рассказывать об опыте нашего вуза, когда формируются специальные команды: проектов «Остров НГУЭУ», «Клуб мышления», «Клуб преподавательских инициатив» и другие подобные структуры, которые стараются осознать новые подходы.
Инфраструктурный тренд связан с тем, что вузы, как ни крути, должны стоять на порядок выше школ и учреждений среднего профессионального образования в плане оснащения. Возможно, вы удивитесь, но сейчас это не так. Иногда, заходя в школу, можно увидеть оборудование, условия, которых нет в вузах. А какого первокурснику, который, попадая в университет, не получает того, к чему он привык? Поэтому необходимо создавать лучшие условия для обучения, в том числе, в электронной образовательной среде.
Что касается инновационного тренда, то моя идея заключается в том, что нужно готовить инженеров бизнеса: взять за основу то, что используется в образовании при подготовке инженеров в области техники, и наложить это на подготовку экономистов, юристов, специалистов других направлений. Причем, сделать это значительно сложнее, чем обучить классических инженеров. Ведь в экономике и обществе люди находятся не в линейной связи, а в более сложной, иногда в закрытом формате, по определенному алгоритму происходит становление коллективов с формальными и неформальными лидерами, и возникают отношения с внешней и внутренней средой. Эти факторы оказывают большое влияние на успех компаний, ее функционирование. Думаю, нужно осуществить подготовку людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию существующих компаний в соответствии с вызовами времени.
Во второй части выступления я расскажу об опыте НГУЭУ, ведь за последние годы мы достаточно далеко продвинулись в реализации многих задач. Думаю, диалог, который состоится в рамках лекции, окажется продуктивным, и по его итогам мы наметим новые точки движения.
Подробную информацию о проведении лекции можно найти на нашем сайте.
Регистрация открыта здесь.
Я — за новации в образовании!