22.06.2020
Сложно сказать, какой из месяцев учебного года более напряженный для вузов — сентябрь или июнь. В сентябре начинается учебный год, а в июне вузы принимают экзамены, проводят государственную итоговую аттестацию, принимают документы у абитуриентов, отправляют преподавателей в отпуска и, конечно, подводят итоги учебного года.
Традиционный открытый Ученый совет (на котором могут присутствовать все желающие) с моим докладом по итогам 2019-2020 учебного года года еще впереди — он пройдет 2 июля 2020 года. а пока отдельные подразделения нашего вуза проводят самоанализ или даже переосмысляют новый опыт, полученный в период самоизоляции и дистантного обучения. В связи с этим мне вспомнился случай десятилетней давности.
В 2010 году я занимался развитием бизнес-образования и вместе с нашими партнерами из Южно-Африканской республики посетил Монголию, чтобы пообщаться с коллегами из Государственного технического университета в Улан-Баторе на тему бизнес-образования. Меня тогда поразило, что все они прекрасно говорят на английском языке, даже профессор в возрасте, получивший обычное советское образование в Иркутском университете народного хозяйства! В Новосибирске преподаватели в те годы не могли похвастаться свободным английским, поэтому я не выдержал и спросил у профессора, как же им удалось настолько хорошо освоить этот язык. Оказалось, после распада Советского Союза Монголия, всегда ориентировавшаяся на своего соседа, оказалась без поддержки. Но ею заинтересовались в США — и предложили пройти экстренную переподготовку: чтобы жить и работать в новых условиях нужно было выучить английский язык, поэтому в страну завезли специальные учебники, которые позволили быстро выйти на приличный разговорный уровень! Сложно сказать, рады ли были монгольские коллеги такой смене курса и новым задачам — но они подстроились под новую реальность.
Сегодняшняя наша ситуация напомнила мне тот случай. Все мы знали, что в цифровом мире для работы с поколением Z, а потом и с поколением «Альфа», нужно осваивать новые методики и форматы обучения. Но было не до того — и всегда находились причины, мешающие это сделать. Казалось, что внедрение электронных технологий в образовательный процесс нужно обдумать, осмыслить, понять, насколько они необходимы. А потом ситуация резко изменилась — и преподаватели оказались в ситуации, когда завтра им предстоит читать лекцию в дистантном формате. Пришлось за несколько недель освоить все то, что откладывалось годами — и не просто освоить, а понять, какие из новых инструментов более эффективны и жизнеспособны.
Нельзя не отметить степень взаимопомощи, которую проявили коллеги в этот период — на кафедрах, и в общеуниверситетских подразделениях. Ресурсный центр НГУЭУ провел серию вебинаров, которые помогли преподавателям разобраться с работой в Moodle, а затем и курсы повышения квалификации. Клуб преподавательских инициатив провел марафон «Нескучная удаленка», где участники научились внедрять в учебный процесс новые сервисы.
В результате мы успешно завершаем учебный год, 2/3 преподавателей НГУЭУ стали активно использовать систему Moodle, хотя стартовали мы со значительно более низких цифр! С самого начала у нас была введена жесткая система контроля: читая лекцию, преподаватель должен был вести ее запись — в итоге сформировалась очень большая база материала, которую мы анализируем. Уже сейчас выяснилось, что некоторые преподаватели за время «удаленки» создали свои уникальные учебные материалы, которые можно и нужно использовать в дальнейшем, а при небольшой доработке можно даже публиковать в открытом доступе как онлайн-курсы (конечно, с согласия авторов). Учитывая, что среди преподавателей много людей среднего и старшего возраста, я считаю, что это их большой личный прорыв!
Разрешить эти сомнения помог доклад руководителя Клуба преподавательских инициатив Зинаиды Валерьевны Родионовой на общеуниверситетской планерке на прошлой неделе. Она представила результаты опроса, который Клуб преподавательских инициатив провел среди студентов и преподавателей. Зинаида Валерьевна Родионова и другие участники клуба разработали анкеты, согласовали их с проектным офисом «Предпринимательский университет», Ресурсным центром НГУЭУ, кафедрой социологии и профильными проректорами, а затем провели исследование. В период с 4 по 12 июня 2020 года анкеты заполнили 1503 студента (в основном, обучающиеся на СПО, бакалавриате и специалитете; это 25% от числа студентов-очников) и 168 преподавателей, что составляет 37,6% штатных преподавателей вуза (без учета внешних совместителей).
Ответы подтверждают, что в наша система дистантного обучения еще требует доработки. Например, как только мы перешли на новый формат работы в середине марта, мы составили реестр используемых инструментов электронного обучения, в нем было около 25 пунктов. Тогда мы подумали, какие молодцы наши преподаватели, сколько у них находок и как широко они используют новые возможности. Но оказалось, что обрушить на головы студентов все эти находки — не самая удачная идея. Студентам пришлось регистрироваться во всех сервисах, которые еще и не всегда стабильно работают, а повлиять на это мы не можем, отслеживать расписание вдвое внимательнее, чтобы не перепутать платформы. Практически сразу проректор по учебной работе Владимир Николаевич Ромашин начал призывать преподавателей переходить в Moodle, являющейся частью электронной образовательной среды университета, и оказался прав: студенты, участвовавшие в опросе, тоже отметили, что необходима единая система для обучения, а не множество разных сервисов. Также они обратили внимание и на сложности в работе в Moodle, которые мы, по возможности, будем устранять.
Порадовал тот факт, что большая часть респондентов хорошо адаптировалась к новым условиям обучения. 39,7% опрошенных студентов отметили, что удовлетворены процессом обучения в дистантном формате. Среди преподавателей процент тех, кто удовлетворен работой в таком формате, значительно ниже, однако некоторые из них отмечают, что мотивация к работе в условиях «форс-мажора» возросла и даже находят свои преимущества в освоении новых технологий.
Несмотря на общую неудовлетворенность дистантным форматом работы (что можно понять: все-таки это большой стресс), 61,3% преподавателей считают наиболее приемлемым смешанный формат обучения. С ними соглашаются 16,1% студентов. Это тоже полезная информация для размышления: думаю, мы действительно могли бы частично внедрить дистантные технологии в учебный процесс, и будем это делать, — при правильном сочетании с очным обучением и качественной подготовке учебного материала, такой смешанный формат обучения действительно будет эффективен и интересен.
Я благодарю Ресурсный центр за то, что в этот сложный период он всегда держал «руку на пульсе», IT службы — за качественную техническую поддержку, Клуб преподавательских инициатив — за то, что несмотря на общую загруженность, они нашли силы, желание и время, чтобы организовать опрос, проанализировать его и представить результаты коллегам!
Я благодарю проректора по учебной работе Владимира Николаевича Ромашина, деканов и заведующих кафедрами, всех преподавателей, студентов, сотрудников НГУЭУ за ответственное отношение к учебному процессу в этот сложный период. Мы старались и у нас получилось!
Я — за умение мобилизоваться и добиваться победы!
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о значимости анкетирования студентов и преподавателей, которое провел Клуб преподавательских инициатив, и об интересных данных, полученных по его итогам.
Сложно сказать, какой из месяцев учебного года более напряженный для вузов — сентябрь или июнь. В сентябре начинается учебный год, а в июне вузы принимают экзамены, проводят государственную итоговую аттестацию, принимают документы у абитуриентов, отправляют преподавателей в отпуска и, конечно, подводят итоги учебного года.
Традиционный открытый Ученый совет (на котором могут присутствовать все желающие) с моим докладом по итогам 2019-2020 учебного года года еще впереди — он пройдет 2 июля 2020 года. а пока отдельные подразделения нашего вуза проводят самоанализ или даже переосмысляют новый опыт, полученный в период самоизоляции и дистантного обучения. В связи с этим мне вспомнился случай десятилетней давности.
В 2010 году я занимался развитием бизнес-образования и вместе с нашими партнерами из Южно-Африканской республики посетил Монголию, чтобы пообщаться с коллегами из Государственного технического университета в Улан-Баторе на тему бизнес-образования. Меня тогда поразило, что все они прекрасно говорят на английском языке, даже профессор в возрасте, получивший обычное советское образование в Иркутском университете народного хозяйства! В Новосибирске преподаватели в те годы не могли похвастаться свободным английским, поэтому я не выдержал и спросил у профессора, как же им удалось настолько хорошо освоить этот язык. Оказалось, после распада Советского Союза Монголия, всегда ориентировавшаяся на своего соседа, оказалась без поддержки. Но ею заинтересовались в США — и предложили пройти экстренную переподготовку: чтобы жить и работать в новых условиях нужно было выучить английский язык, поэтому в страну завезли специальные учебники, которые позволили быстро выйти на приличный разговорный уровень! Сложно сказать, рады ли были монгольские коллеги такой смене курса и новым задачам — но они подстроились под новую реальность.
Сегодняшняя наша ситуация напомнила мне тот случай. Все мы знали, что в цифровом мире для работы с поколением Z, а потом и с поколением «Альфа», нужно осваивать новые методики и форматы обучения. Но было не до того — и всегда находились причины, мешающие это сделать. Казалось, что внедрение электронных технологий в образовательный процесс нужно обдумать, осмыслить, понять, насколько они необходимы. А потом ситуация резко изменилась — и преподаватели оказались в ситуации, когда завтра им предстоит читать лекцию в дистантном формате. Пришлось за несколько недель освоить все то, что откладывалось годами — и не просто освоить, а понять, какие из новых инструментов более эффективны и жизнеспособны.
Нельзя не отметить степень взаимопомощи, которую проявили коллеги в этот период — на кафедрах, и в общеуниверситетских подразделениях. Ресурсный центр НГУЭУ провел серию вебинаров, которые помогли преподавателям разобраться с работой в Moodle, а затем и курсы повышения квалификации. Клуб преподавательских инициатив провел марафон «Нескучная удаленка», где участники научились внедрять в учебный процесс новые сервисы.
В результате мы успешно завершаем учебный год, 2/3 преподавателей НГУЭУ стали активно использовать систему Moodle, хотя стартовали мы со значительно более низких цифр! С самого начала у нас была введена жесткая система контроля: читая лекцию, преподаватель должен был вести ее запись — в итоге сформировалась очень большая база материала, которую мы анализируем. Уже сейчас выяснилось, что некоторые преподаватели за время «удаленки» создали свои уникальные учебные материалы, которые можно и нужно использовать в дальнейшем, а при небольшой доработке можно даже публиковать в открытом доступе как онлайн-курсы (конечно, с согласия авторов). Учитывая, что среди преподавателей много людей среднего и старшего возраста, я считаю, что это их большой личный прорыв!
Несмотря на эти позитивные результаты, у нас были и сомнения: а что, если только администрация вуза считает, что дистантный формат внедряется успешно? Вдруг студенты и преподаватели не согласны?
Разрешить эти сомнения помог доклад руководителя Клуба преподавательских инициатив Зинаиды Валерьевны Родионовой на общеуниверситетской планерке на прошлой неделе. Она представила результаты опроса, который Клуб преподавательских инициатив провел среди студентов и преподавателей. Зинаида Валерьевна Родионова и другие участники клуба разработали анкеты, согласовали их с проектным офисом «Предпринимательский университет», Ресурсным центром НГУЭУ, кафедрой социологии и профильными проректорами, а затем провели исследование. В период с 4 по 12 июня 2020 года анкеты заполнили 1503 студента (в основном, обучающиеся на СПО, бакалавриате и специалитете; это 25% от числа студентов-очников) и 168 преподавателей, что составляет 37,6% штатных преподавателей вуза (без учета внешних совместителей).
Ответы подтверждают, что в наша система дистантного обучения еще требует доработки. Например, как только мы перешли на новый формат работы в середине марта, мы составили реестр используемых инструментов электронного обучения, в нем было около 25 пунктов. Тогда мы подумали, какие молодцы наши преподаватели, сколько у них находок и как широко они используют новые возможности. Но оказалось, что обрушить на головы студентов все эти находки — не самая удачная идея. Студентам пришлось регистрироваться во всех сервисах, которые еще и не всегда стабильно работают, а повлиять на это мы не можем, отслеживать расписание вдвое внимательнее, чтобы не перепутать платформы. Практически сразу проректор по учебной работе Владимир Николаевич Ромашин начал призывать преподавателей переходить в Moodle, являющейся частью электронной образовательной среды университета, и оказался прав: студенты, участвовавшие в опросе, тоже отметили, что необходима единая система для обучения, а не множество разных сервисов. Также они обратили внимание и на сложности в работе в Moodle, которые мы, по возможности, будем устранять.
Порадовал тот факт, что большая часть респондентов хорошо адаптировалась к новым условиям обучения. 39,7% опрошенных студентов отметили, что удовлетворены процессом обучения в дистантном формате. Среди преподавателей процент тех, кто удовлетворен работой в таком формате, значительно ниже, однако некоторые из них отмечают, что мотивация к работе в условиях «форс-мажора» возросла и даже находят свои преимущества в освоении новых технологий.
Несмотря на общую неудовлетворенность дистантным форматом работы (что можно понять: все-таки это большой стресс), 61,3% преподавателей считают наиболее приемлемым смешанный формат обучения. С ними соглашаются 16,1% студентов. Это тоже полезная информация для размышления: думаю, мы действительно могли бы частично внедрить дистантные технологии в учебный процесс, и будем это делать, — при правильном сочетании с очным обучением и качественной подготовке учебного материала, такой смешанный формат обучения действительно будет эффективен и интересен.
Я благодарю Ресурсный центр за то, что в этот сложный период он всегда держал «руку на пульсе», IT службы — за качественную техническую поддержку, Клуб преподавательских инициатив — за то, что несмотря на общую загруженность, они нашли силы, желание и время, чтобы организовать опрос, проанализировать его и представить результаты коллегам!
Я благодарю проректора по учебной работе Владимира Николаевича Ромашина, деканов и заведующих кафедрами, всех преподавателей, студентов, сотрудников НГУЭУ за ответственное отношение к учебному процессу в этот сложный период. Мы старались и у нас получилось!
Я — за умение мобилизоваться и добиваться победы!