27.04.2020
На сайте НГУЭУ и в социальных сетях мы регулярно рассказываем о том, как проходит в нашем университете переход на новый формат работы. И сейчас, когда позади уже несколько недель дистантного обучения, можно говорить о первых серьезных результатах.
За эти недели в процесс включились абсолютно все кафедры НГУЭУ, работать в электронной образовательной среде вуза начали даже те, кто изначально был ее противником и отстаивал возможность взаимодействия со студентами только в социальных сетях. Я вижу искреннюю заинтересованность преподавателей в том, чтобы сделать электронное обучение максимально комфортным и содержательным. Уже разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса в дистантном формате, которые помогут достичь результата.
Инициативу и активность по организации образовательного процесса на портале Moodle проявили кафедра социологии и кафедра экономики труда и управления персоналом. Профессорско-преподавательский состав этих кафедр самостоятельно наполняет учебные курсы и организует коммуникацию со студентами именно в Moodle. Лидерами по объему контента, разработанного для учебных курсов, являются доценты кафедры социологии Светлана Владимировна Ровбель и Оксана Юрьевна Тевлюкова, они же взяли на себя роль наставников и помогают коллегам со своей кафедры в работе в электронной образовательной среде.
Есть такие же «драйверы» и на других кафедрах:
Я уже отмечал в своем блоге креативность кафедры физического воспитания и спорта, которая с учетом своей специфики, развернула активную работу на своей страничке в инстаграме (физкультура в прямом эфире привела на нее почти полторы тысячи новых подписчиков). Но и образовательную среду Moodle кафедра не игнорирует: там ведутся практические и семинарские занятия, работа с рефератами.
Электронные курсы кафедры информационных технологий отличаются нестандартным подходом к их структурированию и подаче материала с помощью разнообразных инструментов.
Работа в дистантном формате требует новых подходов к разработке заданий для студентов: они должны быть понятными и выполнимыми. В этом направлении тоже есть интересный опыт. Например, доцент кафедры теории и истории государства и права Михаил Владимирович Кричевцев подготовил для каждого семинарского занятия по своей дисциплине развернутые методические рекомендации для студентов, в которых разбирает правила работы с источниками, логику изучения вопроса и т.п. Доцент этой же кафедры Юлия Ильдаровна Узбекова подготовила более 100 вариантов индивидуальных письменных заданий для студентов. Доцент кафедры философии и гуманитарных наук Елена Витальевна Вранчан предложила своим студентам комплексные задания, включающие дополнительный материал из онлайн-курсов, представленных на платформе «Открытое образование».
Стоит отметить, что онлайн-курсы платформы «Открытое образование», к которым вузы получили доступ в марте 2020 года, в качестве дополнительных материалов применяют и другие преподаватели НГУЭУ:
Для преподавателей сектора СПО и для обучающихся этот экстренный переход на дистантный формат работы стал первым опытом взаимодействия в электронной среде. Но несмотря на это, ресурсный центр НГУЭУ отмечает, что и здесь ряд преподавателей очень хорошо справились с поставленной задачей. Например, при разработке тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации выделяют Екатерину Николаевну Лосеву (преподавателя программ СПО кафедры экологической безопасности и управления природопользованием) и Елену Валерьевну Хит (преподавателя программ СПО кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета).
В целом, сейчас сложно всем: и преподавателям, и студентам. Мы призываем преподавателей давать лекционный материал и практические задания с учетом специфики дистантного обучения, не нарушать учебное расписание и расписание консультаций. После занятия все преподаватели обязаны сдавать отчеты с приложением тех материалов, которые были даны студентам для изучения, и заданий. Как вы уже поняли, все эти отчеты мы внимательно изучаем – иначе не было бы того перечня позитивных примеров, который я привел выше.
Студентов же я призываю правильно распределять свое время. Многие жалуются на то, что преподаватели дают слишком много заданий. В своем блоге я уже обращал внимание на эту проблему и просил преподавателей дозировать задания и высылать только то, что нужно сделать к следующему занятию, а не на весь курс сразу. Это все еще актуально, но и студенты должны понимать, что в условиях дистантного обучения у них нет возможности тихонечко отсидеться на задней парте, не подготовившись к семинару. Поэтому еще раз подчеркну: распределяйте время и силы так, чтобы успевать выполнить задания и не откладывать их «на потом».
Основная задача рабочей группы на данном этапе – провести картирование данных, которые находятся в информационных системах университетов, выделив основные сущности и описав наиболее важные атрибуты. Эта информация в дальнейшем может быть использована Департаментом при формировании стратегии цифровой трансформации сферы науки и высшего образования.
Я – за использование дистантных технологий! Коронавирус уйдет, а опыт использования дистантных технологий останется!
Ректор НГУЭУ Александр Новиков продолжает вести «хроники дистантного обучения» и анализировать работу университета в новом формате.
На сайте НГУЭУ и в социальных сетях мы регулярно рассказываем о том, как проходит в нашем университете переход на новый формат работы. И сейчас, когда позади уже несколько недель дистантного обучения, можно говорить о первых серьезных результатах.
За эти недели в процесс включились абсолютно все кафедры НГУЭУ, работать в электронной образовательной среде вуза начали даже те, кто изначально был ее противником и отстаивал возможность взаимодействия со студентами только в социальных сетях. Я вижу искреннюю заинтересованность преподавателей в том, чтобы сделать электронное обучение максимально комфортным и содержательным. Уже разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса в дистантном формате, которые помогут достичь результата.
Инициативу и активность по организации образовательного процесса на портале Moodle проявили кафедра социологии и кафедра экономики труда и управления персоналом. Профессорско-преподавательский состав этих кафедр самостоятельно наполняет учебные курсы и организует коммуникацию со студентами именно в Moodle. Лидерами по объему контента, разработанного для учебных курсов, являются доценты кафедры социологии Светлана Владимировна Ровбель и Оксана Юрьевна Тевлюкова, они же взяли на себя роль наставников и помогают коллегам со своей кафедры в работе в электронной образовательной среде.
Есть такие же «драйверы» и на других кафедрах:
- Ирина Валерьевна Гутарова – старший преподаватель кафедры математики и естественных наук;
- Татьяна Михайловна Кузьмина – доцент кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета;
- Ирина Сергеевна Клюева – старший преподаватель кафедры экономической теории;
- Тамара Александровна Попова – доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов
- Татьяна Александровна Филь – заведующая кафедрой психологии, педагогики и правоведения;
- Евгения Владимировна Катункина – старший преподаватель кафедры экологической безопасности и управления природопользованием;
- Лариса Михайловна Гальчук – доцент кафедры иностранных языков.
Я уже отмечал в своем блоге креативность кафедры физического воспитания и спорта, которая с учетом своей специфики, развернула активную работу на своей страничке в инстаграме (физкультура в прямом эфире привела на нее почти полторы тысячи новых подписчиков). Но и образовательную среду Moodle кафедра не игнорирует: там ведутся практические и семинарские занятия, работа с рефератами.
Электронные курсы кафедры информационных технологий отличаются нестандартным подходом к их структурированию и подаче материала с помощью разнообразных инструментов.
Работа в дистантном формате требует новых подходов к разработке заданий для студентов: они должны быть понятными и выполнимыми. В этом направлении тоже есть интересный опыт. Например, доцент кафедры теории и истории государства и права Михаил Владимирович Кричевцев подготовил для каждого семинарского занятия по своей дисциплине развернутые методические рекомендации для студентов, в которых разбирает правила работы с источниками, логику изучения вопроса и т.п. Доцент этой же кафедры Юлия Ильдаровна Узбекова подготовила более 100 вариантов индивидуальных письменных заданий для студентов. Доцент кафедры философии и гуманитарных наук Елена Витальевна Вранчан предложила своим студентам комплексные задания, включающие дополнительный материал из онлайн-курсов, представленных на платформе «Открытое образование».
Стоит отметить, что онлайн-курсы платформы «Открытое образование», к которым вузы получили доступ в марте 2020 года, в качестве дополнительных материалов применяют и другие преподаватели НГУЭУ:
- Тамара Александровна Попова (кафедра финансового рынка и финансовых институтов) – курс НИУ ВШЭ «Финансовые рынки и финансовые институты»;
- Наталья Сергеевна Ермашкевич (кафедра инноваций и предпринимательства) – курс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Экономика предприятий и организаций»;
- Марина Сергеевна Саламатова (кафедра теории и истории государства и права) – курс МГУ «Всемирная юридическая история» и курс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Теория государства и права»;
- Анна Михайловна Варакса и Людмила Александровна Усольцева (кафедра экономической теории) – курс НИУ ВШЭ «Экономика».
Для преподавателей сектора СПО и для обучающихся этот экстренный переход на дистантный формат работы стал первым опытом взаимодействия в электронной среде. Но несмотря на это, ресурсный центр НГУЭУ отмечает, что и здесь ряд преподавателей очень хорошо справились с поставленной задачей. Например, при разработке тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации выделяют Екатерину Николаевну Лосеву (преподавателя программ СПО кафедры экологической безопасности и управления природопользованием) и Елену Валерьевну Хит (преподавателя программ СПО кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета).
В целом, сейчас сложно всем: и преподавателям, и студентам. Мы призываем преподавателей давать лекционный материал и практические задания с учетом специфики дистантного обучения, не нарушать учебное расписание и расписание консультаций. После занятия все преподаватели обязаны сдавать отчеты с приложением тех материалов, которые были даны студентам для изучения, и заданий. Как вы уже поняли, все эти отчеты мы внимательно изучаем – иначе не было бы того перечня позитивных примеров, который я привел выше.
Студентов же я призываю правильно распределять свое время. Многие жалуются на то, что преподаватели дают слишком много заданий. В своем блоге я уже обращал внимание на эту проблему и просил преподавателей дозировать задания и высылать только то, что нужно сделать к следующему занятию, а не на весь курс сразу. Это все еще актуально, но и студенты должны понимать, что в условиях дистантного обучения у них нет возможности тихонечко отсидеться на задней парте, не подготовившись к семинару. Поэтому еще раз подчеркну: распределяйте время и силы так, чтобы успевать выполнить задания и не откладывать их «на потом».
Если же возникают реальные проблемы с организацией образовательного процесса (например, преподаватель не выходит с вами на связь в установленное время, не высылает материалы или их качество оставляет желать лучшего, не проверяет задания), вы можете обратиться в комиссию по качеству образования. Сделать это можно в разделе «Студенту» на нашем сайте: там вам нужно зайти в подраздел «Обратная связь» и выбрать опцию «Письмо в комиссию по качеству образования». Негативные примеры тоже есть, с ними ведется работа в индивидуальном порядке. Поэтому не отмалчивайтесь, но и не возлагайте все надежды на социальные сети: мы ведем работу с теми обращениями, которые поступают через официальный канал – комиссию по качеству образования. Также вы можете писать и о том, какие форматы работы или сервисы вам понравились – эту обратную связь мы тоже учтем при дельнейшей работе и будем масштабировать успешные практики.
Также оперативную консультацию вы можете получить в Информационном центре НГУЭУ – туда можно обратиться со всеми вопросами, связанными с сопровождением образовательного процесса, работой в системе Moodle. Ежедневно в группу Информационного центра ВКонтакте приходит от 150 до 300 сообщений. Если в первой половине марта Информационный центр фиксировал от 100 до 150 звонков в день, то после 16 марта их количество удвоилось, за последний месяц сотрудники Информационного центра ответили на 3 600 звонков! Более 1000 обращений обработано по электронной почте, и 1 700 – через форму обратной связи на сайте Информационного центра. Также 524 обращения поступило через личный кабинет студента. Как видите, мы задействовали все возможные каналы коммуникации, чтобы оперативно реагировать на вопросы студентов.
НГУЭУ не только ведет активную работу внутри вуза, решая текущие задачи и анализируя успешные и неудачные практики, но и занимаемся такой работой в масштабах всей страны. Команда НГУЭУ включена в рабочую группу при Департаменте информационных технологий Министерства науки и высшего образования РФ.
НГУЭУ не только ведет активную работу внутри вуза, решая текущие задачи и анализируя успешные и неудачные практики, но и занимаемся такой работой в масштабах всей страны. Команда НГУЭУ включена в рабочую группу при Департаменте информационных технологий Министерства науки и высшего образования РФ.
Основная задача рабочей группы на данном этапе – провести картирование данных, которые находятся в информационных системах университетов, выделив основные сущности и описав наиболее важные атрибуты. Эта информация в дальнейшем может быть использована Департаментом при формировании стратегии цифровой трансформации сферы науки и высшего образования.
Я – за использование дистантных технологий! Коронавирус уйдет, а опыт использования дистантных технологий останется!