Две недели мы проработали в дистантном формате, еще одна была объявлена нерабочей. За это время мы успели собрать обратную связь от студентов и преподавателей, обобщить основные проблемы и вопросы, проанализировать успешные практики. Своими наблюдениями я хочу поделиться с вами.
Ситуация, конечно, для всех нас новая и необычная. Она требует от профессорско-преподавательского состава новых креативных решений. В самом начале работы в дистантном формате всех удивила кафедра физического воспитания и спорта, которая начала проводить занятия по физкультуре в прямом эфире с инстаграме. Сейчас физкультурой с преподавателями нархоза занимаются уже не только студенты нашего вуза, но и все желающие — например, мы знаем, что среди зрителей есть даже зрители из Казахстана! Спасибо кафедре за такое интересное решение!
Другие кафедры и отдельные преподаватели тоже активно внедряют новые форматы работы. Помимо электронной образовательной среды Moodle, которая уже давно существует в нашем университете, внедряются и другие интерактивные формы работы. Мы знаем, что очень многие, как на программах высшего образования, так и на программах СПО освоили прямые эфиры в инстаграме — наверное, потому что именно в этой соцсети зарегистрировано большинство студентов.
На платформе Zoom проходят вебинары, в которых студенты могут не только слушать и задавать вопросы, но и выступать с докладами. Например, на этой платформе был проведен целый форум предпринимательского образования «БизнесТут», факультет государственного сектора провел при помощи Zoom родительское собрание.
Чаты в WhatsApp и Telegram, беседы ВКонтакте тоже активно используются в учебном процессе.
Вузы сегодня оказались в ситуации, когда нужно сделать не «пятилетку за три года», а совершить цифровой прорыв за месяц. Мы давно это обсуждаем, у нас реализуется проект «Электронная образовательная среда», но сейчас от обсуждений и экспериментов мы перешли к активному внедрению дистантных технологий! И у преподавателей сейчас появилась уникальная возможность — освоить все то, что некоторыми давно откладывалось, и существенно переработать свои учебно-методические материалы.
Я обращаюсь к преподавателям: делитесь своими интересными находками! А студентов прошу давать обратную связь (в том числе и в мою «Электронную приемную») о том, какие подходы понравились, какие не понравились и были неудобны или неэффективны. Все эти отзывы мы будем анализировать, чтобы понять, что останется в нашем учебном процессе и после перехода в прежний режим работы. Хотя, я уверен, мы к нему не вернемся: такое интенсивное погружение в дистантные формы обучения не пройдет для системы образования бесследно — лучшие практики приживутся и сделают учебный процесс более интересным и насыщенным!
Есть еще два момента, на которые я бы хотел обратить внимание преподавателей.
Во-первых, от студентов мы получили отзыв, что на один семинар сейчас дают такой же объем заданий, какой раньше проходили за пять семинаров. В инстаграме НГУЭУ @nsuem_nsk был проведен экспресс-опрос, чтобы выяснить, единичный ли это случай или нет. 345 студентов ответили, что задают действительно больше обычного, и только 34 человека это отрицают. Разница в 10 раз!
Скорее всего, преподаватели сбросили студентам свои наработки с запасом. У меня и у самого есть сквозная презентация по всему курсу, который я читаю студентам. Эту презентацию можно было бы высылать студентам в начале семестра — и пусть разбираются. Но я этого не делаю, вместо этого я копирую слайды по пройденной теме, высылаю их преподавателям, которые ведут семинары, они, при необходимости, дополняют презентацию и рассылают студентам. И так — после каждого занятия.
Информация должна поступать дозированно. Представьте, что все наши студенты добросовестно выполнят все ваши задания на пять семинаров за день и пришлют вам на проверку — что вы тогда будете делать? Ведь у вас есть нормативы по проверке работ и времени реагирования на письма студентов. Просчитывайте ситуация на два шага вперед.
Во-вторых, прошу всех преподавателей придерживаться расписания — даже если вам очень хочется перенести пару на более удобное время и группа вроде бы не против. Расписание позволяет структурировать как ваш рабочий день, так и учебное время студентов. К тому же при переносах могут возникнуть накладки, ведь на потоке работает много преподавателей. Это касается первую очередь прямых эфиров, вебинаров и тому подобных интерактивных форм.
Я — за современные креативные формы обучения!
Ознакомиться с приказом ректора НГУЭУ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239, приказа Минобрнауки России от 02.04.2020 № 545» можно здесь.