02.03.2020
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, насколько важно стартовавшее в этом году обсуждение путей развития российского образования, и какую роль в этом процессе могут играть отдельные вузы.
На волне обсуждения проекта поправок в Конституцию РФ и смены руководителей в Министерстве науки и высшего образования РФ и в Министерстве просвещения РФ идут естественные процессы уточнения курса развития в сфере образования.
В частности, на сайте РАНХиГС опубликован проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 года. Там же организовано открытое онлайн-обсуждение проекта.
Я тоже хочу высказать свое мнение, но не столько об этом конкретном документе, сколько о том, как и чему все-таки учить студентов в этих бурных условиях.
Сейчас активно развиваются цифровые технологии, и совсем юные граждане нашей страны, которые еще даже в школу не ходят, осваивают их гораздо шустрее, чем люди старшего поколения. Пенсионерам бывает сложно даже ответить на звонок или прочитать SMS, что уж говорить о собственных страницах в соцсетях, блогах! А для молодежи это все понятные и простые вещи, более того — многие уже в 18-20 лет прилично зарабатывают не только на собственных блогах, но и в сфере информационных технологий, маркетинга и т.п.!
Это значит, что разработанная ранее мощная и фундаментальная система обучения и аналогичная система контроля за тем, как проходит процесс обучения, постепенно устаревают. Жесткие госстандарты, от которых учебному заведению нельзя отступать, требуют переосмысления. Конечно, каждая новая редакция ФГОСов дает все больше свободы для разработки авторских курсов, но мы все равно не успеваем за реальностью.
Мышление современных студентов — не линейное, оно формируется из различных блоков, модулей, фрагментов знаний, которые каким-то образом обрабатываются и подстраиваются под решение новых задач. И главная задача системы образования сегодня — не загружать готовые знания в эту систему, а учить находить информацию самостоятельно.
Я уже несколько раз писал в своем блоге, что нужно формировать у студентов системное мышление. Но, прежде чем ее формировать, нужно понять, что должно лечь в основу. Например, когда я учился в школе считалось, что выпускник начальных классов должен знать наизусть таблицу умножения и красиво и бегло писать от руки. Сейчас эти основы все чаще ставятся под вопрос: ведь калькулятор есть в каждом смартфоне, а от руки мы практически не пишем, зачем тогда тратить на это время? Даже я сейчас от руки пишу, наверное, только когда подписываю документы… Но тем не менее, от развития мелкой моторики в детском возрасте напрямую зависит креативность — почти единственное, что сейчас отличает нас от искусственного интеллекта.
А какие еще базовые знания должны остаться у человека? Вот это надо понять. НГУЭУ уже начал в этом направлении экспериментировать, внедрив с 2019-2020 учебного года систему кампусных курсов, с помощью которых мы хотим сформировать у всех студентов всех направлений и специальностей подготовки на первом и втором курсах предпринимательское мышление, которое в дальнейшем поможет им не только в открытии собственного бизнеса, адаптации на рабочем месте, но и в поиске нестандартных решений в работе и жизни.
Также важно проанализировать лучшие практики и адаптировать их под новые задачи. Так, например, НГУЭУ в 2016 году внедрил систему «2+2+2», творчески переработав и преломив под наши задачи зарубежный опыт (во Франции, например, действует система 3+1). И я был удивлен, что мы, оказывается, опередили свое время, потому что Президент РФ Владимир Владимирович Путин в этом году порекомендовал вузам перейти как раз на похожую систему. А мы вот уже четвертый год ее успешно реализуем.
В целом, в образование сегодня вкладываются достаточно большие деньги и, если мы будем учить не тому и не так, то эффект от этих вложений будет значительно ниже, чем он мог бы быть. Российской системе образования нужна глобальная перестройка — начиная от методик и приемов, которые используют преподаватели в школах и вузах, и заканчивая системой контроля за качеством образовательных услуг. Надеюсь, что происходящие сегодня изменения и эксперименты станут драйвером для этих процессов.
Я — за прогресс в образовании!