03.02.2020
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, какие идеи университет выдвинул для обсуждения к заседанию рабочей группы Государственного совета РФ «Образование и наука», которую возглавляет губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников.
Недавно Новосибирскую область посетил Президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев, а также состоялось заседание Совета ректоров вузов Новосибирска, в работе которого принял участие губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников. Оба эти события были во многом посвящены подготовке к заседанию Государственного совета РФ «Образование и наука», который состоится на этой неделе. Мы обсуждали место и роль, которые должны занять научные организации и вузы, а также стратегические решения, которые необходимо принять в контексте Послания Президента РФ Федеральному собранию по развитию образования и науки и поддержки региональных вузов.
Наш вуз сформулировал и направил Андрею Александровичу Травникову четыре предложения, связанные с серьезными проблемами большинства региональных вузов, которыми я хотел бы сегодня поделиться и с вами:
Первая проблема — отток талантливых и сильных абитуриентов в столичные вузы. Абитуриенты с высокими баллами со всей России массово уезжают в Москву и Санкт-Петербург, полагая — возможно, справедливо, — что там образование лучше. Для некоторых это, действительно, решающий фактор, а некоторые не прочь были бы остаться в регионе, но уезжают за более доступным образованием — как это ни парадоксально! Дело в том, что в столичных вузах обучение стоит дороже, но при этом количество бюджетных мест гораздо выше, чем в регионах (а нам на некоторые направления их не выделяют вообще). Таким образом, в Москве или Петербурге у сильного абитуриента есть шанс поступить на бюджет на интересующее его направление подготовки. Конечно, вероятность возвращения такого выпускника в регион невысока. Возможно, в Новосибирск они еще и вернутся, а вот в небольшие города — вряд ли.
В связи с этим у нас возникло предложение ввести «студенческий капитал» — некий аналог материнского капитала. Мы предлагаем выдавать абитуриентам, набравшим в сумме трех ЕГЭ не менее 270 баллов (то есть, в среднем 90 баллов за один экзамен), сертификаты для оплаты обучения в региональном вузе. Должен ли это быть любой региональный вуз или только вуз того региона, где абитуриент окончил школу, — это вопрос для обсуждения.
Да, в России уже есть формат целевых направлений на обучение, но они не каждому абитуриенту подходят — ведь после обучения по ним нужно три года отработать, а наша идея предоставляет полную свободу для дальнейшего трудоустройства. Мы считаем, что это станет реальной поддержкой региональных абитуриентов, механизмом закрепления квалифицированных кадров на местах, что прямо связано с поручением Президента РФ, сформулированном в его Послании Федеральному собранию от 15.01.2020 года о развитии региональных вузов.
Второе наше предложение связано с оценкой вузов на основе отдачи на вложенный капитал. Это давняя проблема, я не раз писал о ней в своем блоге. Дело в том, что после начавшейся в 2014 году стратификации вузов (национально-исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы и «прочие») все вузы получили очень разные объемы финансирования. И сегодня уже совершенно очевидно, что некоторые вузы и без огромного бюджетного финансирования смогли сделать серьезный качественный рывок. Так почему бы при оценке их работы не учесть этот факт и не начать оценивать и поощрять вузы в соответствии с теми ресурсами, которые они получили и результатами, которые при этом показали? Это, кстати, касается не только финансирования, но и распределения других ресурсов — тех же бюджетных мест: ведь когда у вуза много бюджетных мест, ему легче показать высокий средний балл по итогам приемной кампании.
Я был приятно удивлен, когда на заседании Совета ректоров вузов Новосибирска эту же тему поднял ректор Сибстрина Юрий Леонидович Сколубович — значит, это не только мое мнение, его разделяют и другие представители профессионального сообщества.
Третье предложение связано со стоимостью обучения в вузе. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: государство, выделяя бюджетные места на заочную и очно-заочную формы обучения, финансирует эти места заведомо ниже себестоимости обучения одного студента. Например, обучение студента на очной форме обучения составляет 100 000 руб. Заочная форма обучения финансируется с коэффициентом 10% к очной форме, то есть 10 000 руб., для очно-заочной формы коэффициент составляет 25%. Очевидно, что для вузов такая ситуация убыточна. Мы предлагаем изменить нормативы финансирования на студентов: на заочную форму обучения в размере 25% вместо 10% от очной формы обучения, на очно-заочной форму обучения — 50% вместо 25% от очной формы обучения. Иначе вузам в принципе невыгодно иметь бюджетные места на заочную и очно-заочную форму обучения, а сокращение этих форм обучения будет негативно сказываться на доступности образования для жителей малых городов и сел, а также для граждан с невысокими доходами.
И четвертое предложение — по включению вузов в региональную повестку. Президент РФ Владимир Владимирович Путин подчеркнул необходимость активной работы администраций субъектов Федерации с региональными вузами. НГУЭУ уже имеет опыт такой работы с Правительством Новосибирской области и муниципалитетами в рамках проекта «Дай тему!»: органы государственного и муниципального управления, с которыми мы взаимодействуем, периодически формируют открытый список актуальных тем, исходя из проблем, которые они решают, а аспиранты, магистранты и студенты используют данный список для определения тем диссертаций, дипломных работ, рефератов. Это позволяет повысить практикоориентированность высшего образования, появляется системная возможность привлекать научно-педагогических работников и студентов к решению значимых для региона задач.
Мы предлагаем расширить такую практику сотрудничества: поручить ежегодно запрашивать у всех органов исполнительной государственной власти актуальные темы, формировать и публиковать на сайте Правительства Новосибирской области сводный перечень тем, рекомендованных для использования в образовательном процессе и научной работе вузов Новосибирска.
Мы надеемся, что наши предложения будут рассмотрены на заседании Государственного совета РФ «Образование и наука» и получат возможность для реализации.
Я — за развитие системы образования и поддержку региональных вузов!