23.12.2019
Ректор НГУЭУ Александр Новиков, по традиции, подводит итоги уходящего года в сфере образования и в работе университета.
Для сферы образования 2019 год стал в каком-то смысле переломным и запустил процессы, которые ведут к новой модели образования — или, как минимум, к попытке ее создать.
Одним из самых значимых итогов я считаю реальное формирование активности в вузовской среде через федеральный образовательный интенсив «Остров». Если в 2018 году во Владивостоке была, скорее, сверка курса, то летом 2019 года в Москве собрались команды более 100 российских вузов, чтобы обсудить насущные проблемы и найти новые подходы к их решению. В НГУЭУ эта работа продолжается и сегодня: в нашем университете работает клуб «Остров» для наиболее активных преподавателей и сотрудников.
Также вузовское сообщество было вовлечено в решение задач Национальной технологической инициативы через создание нового формата Точек кипения на базе вузов. Весной и осенью 2019 года по всей России было открыто более 60 университетских Точек кипения. В Новосибирске такие площадки появились в НГУЭУ и НГТУ.
Вторым важным итогом 2019 года можно считать поиск новых подходов к государственному контролю деятельности вузов. Об этом объявил руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов на совещании с ректорами вузов, которое прошло в начале декабря в Санкт-Петербурге. Предложенная система контроля деятельности вузов вписывается в концепцию «регуляторной гильотины» Правительства РФ, которая касается не только образования, но и других сфер. Суть ее в том, чтобы пересмотреть действующие требования и формы контроля и отсечь все, что не способствует или даже мешает развитию. Так, за последние три года было осуществлено около 3 000 проверок вузов — то есть свою порцию внимания госорганов получил практически каждый вуз! Причем разные проверяющие инстанции дублируют друг друга, а сама тональность контроля предполагает, что вузы — это такие «плохиши», которые только и ищут способ нарушить законодательство.
Конечно, работать в таких условиях крайне сложно. На совещании с представителями Рособрнадзора была озвучена идея полного отказа от государственной аккредитации с 1 января 2021 года и перехода на так называемые «дружественные проверки», в основе которых — рекомендации по улучшению ситуации, а не немедленные карательные меры. На мой взгляд, если «регуляторная гильотина» будет реализована, это будет одно из самых сильных решений последних лет, которое даст реальный толчок, импульс к развитию нашего общества и экономики.
И третий важный момент — это изменение места и роли аспирантуры в системе российского образования. В 2012 году было принято решение о том, чтобы аспирантуру считать не послевузовским образованием, а третьим уровнем высшего образования. Идея, казалось бы, не плохая: даже если человек по каким-то причинам не защитил кандидатскую диссертацию, у него на руках остается диплом об окончании аспирантуры. Но это привело к путанице в сознании молодых ученых: многие посчитали, что выходить на защиту совсем необязательно. В итоге в последние годы только 12% аспирантов защищают кандидатские диссертации. Для сравнения, даже в «нулевые» годы было 25% — то есть падение в 2 раза после изменения статуса аспирантуры. А это в свою очередь ведет к сокращению перспективных молодых ученых и преподавателей.
В 2019 году в Государственную Думу внесен закон об изменении порядка обучения в аспирантуре: теперь у аспирантов не будет обязательных учебных занятий и экзаменов, акцент будет сделан на научно-исследовательской работе, написании диссертации и ее защите. Думаю, это правильное решение и надеюсь, что, если закон будет принят, оно поможет исправить ситуацию.
Плоды всех этих изменений мы увидим в 2020 году. Сбудутся ли оптимистичные прогнозы? Пока сложно сказать. Но в том, что появляется все больше активных университетов и неравнодушных преподавателей, а руководство Министерства науки и высшего образования и Рособрнадзора реагирует на запросы вузов, предлагает новые подходы и решения, я вижу большой плюс для нашей системы образования.
Что касается нашего вуза, то главным достижением 2019 года я считаю полноценный запуск Информационного центра. Мы сосредоточили в одном месте все процессы, касающиеся технологического обслуживания образовательного процесса, — для нас это серьезный вызов. Понятно, что механизмы работы Информационного центра еще оттачиваются, есть некоторые проблемы и недовольство «клиентов», но в целом сервис стал гораздо удобнее и понятнее для студентов и для преподавателей.
Второе достижение — это большое количество научных, консалтинговых и организационных заказов, которые нам удалось получить. Уже по традиции мы работали с Правительством Новосибирской области и мэрией Новосибирска, также в уходящем году среди наших заказчиков Государственная Дума РФ, это очень значимый клиент. Наш вуз дважды стал организатором Фестиваля науки — сначала на городском, а потом и на областном уровнях. Важно, что возросло и количество кафедр, которые участвуют в этой работе, — если раньше их можно было пересчитать по пальцам одной руки, то в конце 2019 учебного года более 60% кафедр нашего вуза хотя бы попытались заключить контракты с внешними заказчиками, а многие получили «научные» деньги!
Также я бы отметил работу проектного офиса «Предпринимательский университет», он стал реальным местом, где концентрируется активность по разным направлениям, связанным с формированием предпринимательских компетенций у студентов.
В сфере молодежной политики тоже есть яркие моменты. Мы выиграли грант Росмолодежи на проведение I Городских молодежных игр, этот фестиваль объединил вузы и организации среднего профессионального образования Новосибирска и создал между ними живую соревновательную атмосферу. А в нашем университете на качественно новом уровне прошли традиционные крупные мероприятия — конкурс «Мисс и Мистер Университет» и Ректорский бал. Также мне нравится, что у нас появились студенческие деканаты, студенческий профсоюз и произошла «перезагрузка» Совета обучающихся.
В общем, 2019 год был насыщенным. Сейчас, как я всегда говорю, нужно двигаться только вперед и не останавливаться на достигнутом!
Я — за динамичное развитие системы образования!