16.12.2019
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему поддерживает идею отмены аккредитации вузов и введение «дружественных проверок».
Рособрнадзор провел 5 и 6 декабря 2019 года на базе Санкт-Петербургского госуниверситета совещание с ректорами вузов и сообщил новости, которые серьезно всколыхнули вузовскую общественность. На совещании обсуждались вопросы лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации, а также надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства в сфере образования.
Предложенная система контроля деятельности вузов вписывается в концепцию «регуляторной гильотины» Правительства РФ, которая касается не только образования, но и других сфер. Суть ее в том, чтобы пересмотреть действующие требования и формы контроля и отсечь все, что не способствует или даже мешает развитию.
Если «регуляторная гильотина» будет реализована, то, на мой взгляд, это будет одно из самых сильных решений последних лет, которое даст реальный толчок, импульс к развитию нашего общества и экономики.
Как было сказано на совещании, за последние три года было осуществлено около 3 000 проверок вузов — это очень много! Практически каждый российский вуз получил свою порцию внимания госорганов.
Взять, например, НГУЭУ. Мы уже полтора года работаем в условиях непрерывных проверок! Сначала мы готовились к аккредитации и проходили ее, потом нас решило проверить казначейство, после этого — Сибирское территориальное управление Министерства науки и высшего образования РФ.
В общем, проверяющие уже стали нам родными — мы даже выделили два кабинета специально для них! Самое неприятное в этой ситуации то, что нам приходится, фактически одни и те же бумаги без конца показывать разным проверяющим. Если какие-то замечания есть, то логично их устранить уже после первой проверки, что мы и сделали, а в дальнейшем почему бы государственным органам не обменяться информацией между собой и не проверять заново то, что уже было проверено и исправлено? Или одни государственные органы другим не доверяют?
Еще один важный момент. Проверки проходят как в старом анекдоте про то, что «не бывает здоровых людей, бывают необследованные»: основная задача — выявить недостатки у вузов. То есть отношение к вузам изначально предполагает, что это такие «плохиши», которые только и ищут, как бы нарушить действующее законодательство. Но ведь не зря считается, что если человеку постоянно говорить, что он глупый, то он рано или поздно в это поверит и будет вести себя глупо. А если действовать наоборот — отмечать хорошее и аккуратно корректировать недостатки — люди раскрываются.
В этом смысле мне понравилась позиция руководителя Рособрнадзора Сергея Сергеевича Кравцова. Конечно, вузы созданы государством, оно же в лице Минобрнауки РФ назначает ректоров и, безусловно, оно должно осуществлять контроль. Но сама тональность этого контроля должна быть другой. Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что необходимы «дружественные проверки». Он подчеркнул, что в основе такого контроля должен быть постоянный анализ, мониторинг учебной работы, научной деятельности, воспитательной работы, позиционирования вуза и того, насколько он соответствует стратегии вуза и требуемым показателям эффективности.
В связи с этим на совещании Рособрнадзора с ректорами вузов были озвучены изменения в процедуре аккредитации.
Эта процедура в последние годы превратилась в бумажный контроль: происходит сверка нормативных документов вуза с ФГОСами. Причем чем больше плюсов в названии ФГОС, тем меньше в нем конкретики. По-хорошему это должно дать вузам свободу в формировании собственных образовательных программ, на деле же это дает возможность субъективных оценок при проверках. Рособрнадзор признал, что решения экспертов, проверяющих вуз, основываются не только на объективном анализе ситуации в вузе, а иногда на субъективных мнениях о качестве проверяемых программ.
Было предложено проводить такой анализ в электронной форме: когда накладывается один документ на другой и выявляются несоответствия. И выявленные несоответствия — не повод для немедленного лишения аккредитации, это повод что-то изменить. Как подчеркнул руководитель Рособрнадзора, нужно выявить проблему вуза и понять, насколько она решаема, может ли ее решить действующее руководство вуза и какими способами. Я думаю, это правильный подход.
Первые робкие шаги к «дружественным проверкам» Рособрнадзор уже сделал: теперь известно, кто из чиновников будет курировать процесс аккредитации в том или ином вузе. Раньше узнать это было невозможно, и, если комиссия вела себя некорректно, урегулировать ситуацию законными методами было очень трудно. Кроме того, в ходе проверки эксперты фиксируют замечания разного статуса: как по существу, так и просто технические недостатки в проверяемых документах. Вузам дана возможность заранее получить заключение экспертной комиссии: если какие-то замечания можно устранить в течение пяти дней, вуз может это сделать и проинформировать Рособрнадзор об устранении недостатков — в таком случае замечания не будут учитываться по итогам проверки. Думаю, благодаря этим нововведениям многие вузы усилят свои позиции.
Но самое интересное, предположительно, ждет нас уже через год. Рособрнадзор обсуждает и, как я понял, предлагает отменить саму аккредитацию как понятие с 1 января 2021 года.
Это, конечно, вызвало массу вопросов. Например, если у какого-то вуза аккредитация заканчивается 10 января 2021 года, а у нас — 3 октября 2024 года. Значит ли это, что 11 января 2021 года этот вуз будет считаться неаккредитованным, а НГУЭУ — будет иметь аккредитацию до 3 октября 2024 года? Оказывается, нет. Аккредитацию хотят убрать вообще, такого понятия просто не будет, все вузы 1 января 2021 года окажутся в равных условиях — у всех аккредитации не будет.
Отсюда снова вопрос — а как же тогда абитуриентам и их родителям понять, стоит подавать документы в тот или иной вуз или не стоит? Но эти волнения, на самом деле, преувеличены: до 2017 года вопрос аккредитации мало кого интересовал, и абитуриенты, и родители считали, что если они выбирают высшее учебное заведение, тем более государственное, то с документами и стандартами у него все в порядке. В 2017 году началась волна лишения аккредитации, которая в первую очередь накрыла негосударственные вузы, а потом и некоторые государственные. После этого слово «аккредитация» узнали все, и родители, действительно, первым делом начали интересоваться ее наличием.
Что изменится, если предложение Рособрнадзора вступит в силу? Думаю, для вузов это действительно станет глотком свежего воздуха. А Рособрнадзор разработает новую систему мониторинга, ранжирует вузы на основании определенных показателей эффективности и рейтингов.
Хорошо, если при этом эффективность будут считать в соответствии с объемами государственного финансирования вузов и не забудут, что рейтинги — это понятие относительное (например, в зарубежных рейтингах у большинства российских вузов были и остаются достаточно низкие позиции, потому что долгое время вузы нашей страны не были представлены в Web of Science, SCOPUS и других системах, а зарубежные — были). Важно также, чтобы попытки соответствия рейтинговым показателям не превратились в погоню за фишками. Знаете, как некоторые студенты пытаются за каждое участие в семинаре, мастер-классе, мероприятии получить грамоту или благодарственное письмо? И в итоге формируют портфолио, толщина которого совсем не соответствует качеству. Не хотелось бы, чтобы вузы повторили их путь.
Но в целом я верю, что система станет здоровее, если эти шаги будут сделаны.
Что касается абитуриентов и родителей, то нам в этом смысле проще: даже самым мнительным мы сможем отвечать, что если бы аккредитацию не упразднили, то наша действовала бы до 3 октября 2024 года.
Однако я все же советую абитуриентам и их родителям и сейчас, и в январе 2021 года в первую очередь найти ответы на те же три вопроса, на которые должен ответить каждый вуз: «Чему учит?», «Кто учит?», «Как учит?». Изучите образовательные программы, попытайтесь понять, насколько они современны, обратите внимание не только на количество кандидатов и докторов наук, но и на количество преподавателей, имеющих опыт работы в бизнесе или органах государственного и муниципального управления. Если все устраивает — посетите вуз: пройдитесь по коридорам, загляните в аудитории, зайдите в библиотеку, пообедайте в столовой, подключитесь к Wi-Fi, оцените чистоту и порядок. Я не шучу! Из таких мелочей и складывается общая инфраструктура и атмосфера, в которой вам предстоит учиться. Важно, чтобы среда была комфортной!
Я — за создание системы контроля, позволяющего вузу раскрыть потенциал!