09.12.2019
На форуме «От приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования” к федеральному проекту “Экспорт образования”», проходившем на базе РУДН 5 и 6 декабря, рабочей группой НГУЭУ в рамках реализации гранта Минобрнауки РФ была организована дискуссионная площадка по вопросам мониторинга иноязычных сайтов университетов.
Дискуссионная площадка «Лучшие практики: экспертный взгляд на итоги мониторинга иноязычных сайтов университетов» была организована в рамках пленарного заседания форума. Со стендовым докладом «Маркетинговые аспекты продвижения российских вузов за рубежом» выступила руководитель рабочей группы, заведующая кафедрой маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Любовь Шадрина.
В настоящий момент сайт является важным инструментом продвижения образовательного учреждения и наиболее распространенным источником информации среди интернет-каналов для иностранных абитуриентов. Как рассказала Любовь Шадрина, в рамках федерального проекта «Экспорт образования» рабочая группа НГУЭУ детально проанализировала существующие технические и контекстные особенности создания и продвижения сайтов российских вузов за рубежом. В ходе исследования удалось выявить, что наиболее популярным языком иноязычной версии сайта отечественных вузов является английский (его используют 100% исследованных вузов), 46% вузов имеют версию сайта на китайском языке, 25% — на испанском, 17% — на арабском, 13% — на французском и вьетнамском языках. Подстройка под географию не предусмотрена ни одним из исследуемых сайтов вуза. Если говорить о формах обратной связи, то важно подчеркнуть, что виртуальная страница вообще не используется на сайтах вузов, мессенджеры (WhatsApp и Телеграмм) использует только 8% вузов. При этом наиболее популярной является форма для заполнения на сайте — такой формат используют 38% исследуемых объектов.
Главный аналитик ФГБУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования» Вера Скоробогатова поддержала мнение о том, что сегодня недостаточно иметь хороший сайт, переведенный на разные языки. Необходимо, чтобы он был максимально качественным и ценным с позиции контент-маркетинга.
Заместитель программного директора Российского совета по международным делам (РСМД) Елены Карпинская, подчеркнула, что представленная НГУЭУ методика мониторинга разработана на высоком профессиональном уровне, и отметила, что возможна дальнейшая перспективная совместная работа вуза и РСМД в этом направлении.
Особую дискуссию и положительные отзывы вызвала презентация рекомендаций по совершенствованию нормативной и методической базы, определяющей требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет. И здесь эксперты сошлись во мнении, что подготовленные рабочей группой НГУЭУ материалы бесспорно позволят оптимизировать содержательно структурную часть иноязычных сайтов, будут способствовать лучшей организации работы отделов/департаментов международных связей университетах.
По словам Любови Шадриной, разработанная уникальная технология мониторинга сайтов вузов позволила сформировать:
- Методики по самооценке образовательных организаций высшего образования с точки зрения эффективности привлечения иностранных абитуриентов с помощью интернет-каналов, в том числе инструментов мониторинга сайта
- Методики по созданию эффективных интернет-каналов с целью привлечения иностранных абитуриентов
- Методики по продвижению интернет-каналов образовательных организаций высшего образования
В целом двухдневная работа на форуме была насыщенной. Обсуждены важные вопросы, касающиеся развития экспорта высшего образования (как на федеральном, так и на региональном уровнях) на ближайшие 5 лет, озвучены риски и основные факторы выбора страны иностранными абитуриентами. Так директор департамента проектной деятельности Минобранауки РФ Андрей Зарубин выделил пять основных направлений развития экспорта образования: создание информационной кампании, проведение международных олимпиад, подготовка и переподготовка кадров работников международных служб, расширение инфраструктуры (организация ресурсных центров), консолидированная субсидия. Директор департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Игорь Ганьшин озвучил план участия России в крупных международных научных и научно-технических мероприятиях за рубежом. Главный аналитик ФГБУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования» Вера Скоробогатова рассказала о развитии новых форм обучения и преподавания. Заместитель директора Центра социологических исследований Минобрнауки РФ (ФГАНУ «Социоцентр») Александр Арефьев привел статистику ТОП-10 стран по числу принятых в 2019 году студентов.
В целом, члены форума определили обязательные атрибуты экспорта образования, среди которых: качество и понятность сайта на английском и других языках; маркетинговое предоставление образовательных услуг; доступность сервисов университета для иностранцев; наличие образовательных продуктов на открытых онлайн-платформах.
Очередная дискуссионная площадка будет организована на базе Новосибирского государственного аграрного университета 10 декабря в рамках гранта Минобрнауки РФ «Комплекс мер по анализу российского и зарубежного опыта создания интернет-каналов образовательных организаций высшего образования, определение требований к официальным каналам коммуникации высшего учебного заведения в иноязычном сегменте Интернет, проведение мониторинга иноязычных версий сайтов образовательных организаций высшего образования».