04.12.2019
3 декабря в НГТУ состоялся круглый стол на тему «Модели экспорта российского высшего образования», соорганизатором которого выступил НГУЭУ. Мероприятие прошло в рамках реализации Федерального проекта «Экспорт образования».
Участниками мероприятия стали руководители и сотрудники вузов Новосибирска, ответственные за привлечение абитуриентов из других стран, иностранные студенты, представители органов власти. В частности, в экспертном обсуждении приняли участие заместитель начальника управления молодежной политики — начальник отдела высшей школы и развития педагогических кадров Новосибирской области Светлана Малина, первый проректор НГУЭУ Павел Новгородов, проректор НГТУ по международным связям Вадим Некрасов, заведующая кафедрой маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Любовь Шадрина и начальник отдела международных связей НГУЭУ Елена Климкина, начальник отдела международных связей НГУ Евгений Сагайдак.
На круглом столе обсуждались вопросы выбора каналов поставки образовательных услуг в зависимости от модели деятельности вузов по экспорту образования, возможности расширения экспорта российского образования посредством онлайн-образования и проблемы совершенствования нормативной базы продвижения российского образования за рубежом посредством интернет-каналов. Кроме этого, эксперты обсудили проект методики самооценки вузов с точки зрения эффективности привлечения иностранных абитуриентов с помощью интернет-каналов.
По словам Любови Шадриной, основными моделями экспорта образования, которые в настоящее время практикуют вузы России, являются внутренняя интернационализация, создание совместных образовательных программ, создание представительств вузов за рубежом, онлайн-обучение и создание сетевых университетов. При этом основная часть вузов используют первую модель, т.е. обучение иностранных студентов в российском вузе с созданием определенных условий для кросскультурной коммуникации. В числе наиболее перспективных моделей экспорта образования эксперт называет применение технологий VR-реальности при обучении иностранных студентов, а также реализацию программ интерактивного онлайн-образования. Однако, по мнению Павла Новгородова, даже применение всех этих моделей не дает четкой гарантии выполнения задач проекта «Экспорт образования» в части увеличения приема студентов из-за рубежа в три раза к 2025 году.
Эксперты отметили, что показатели интернационализации образования уже сейчас входят в метрики ряда национальных и международных рейтингов вузов. Так, Елена Климкина подчеркнула, что доля иностранных студентов учитывается при составлении рейтингов Times Higher Education World Rankings, QS World University Rankings и Национального рейтинга РА «Интерфакс».
Одним из традиционных и при этом эффективных инструментов коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями является создание и поддержание иноязычных версий сайтов вузов. При этом эксперты полагают, что потенциал таких сайтов сейчас используется не полностью, что делает актуальным проведение мониторинга иноязычных версий сайтов российских вузов и сайтов зарубежных вузов. Программа такого исследования была также представлена в ходе круглого стола. По словам руководителя рабочей группы по проведению мониторинга Любови Шадриной, в результате будут выработаны методические рекомендации по оптимизации иноязычных версий сайтов российских вузов. В качестве одного из примеров на круглом столе были рассмотрены рекомендации по повышению юзабилити интернет-ресурсов образовательных организаций.
В рамках реализации Федерального проекта «Экспорт образования» до конца 2019 года организаторами запланирован ряд экспертных мероприятий, следующее из которых состоится 10 декабря на базе Новосибирского государственного аграрного университета.
Круглый стол был проведен в рамках гранта Минобрнауки РФ «Комплекс мер по анализу российского и зарубежного опыта создания Интернет-каналов образовательных организаций высшего образования, определение требований к официальным каналам коммуникации высшего учебного заведения в иноязычном сегменте Интернет, проведение мониторинга иноязычных версий сайтов образовательных организаций высшего образования».