11.07.2019
В НГУЭУ прошел круглый стол «Эффективность государственного и муниципального контроля». Мероприятие состоялось в рамках серии ставших традиционными круглых столов, посвященных общественному обсуждению проблем государственного и муниципального управления в современной России.
Модератором заседания выступил заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ, член общественного совета при контрольном управлении Новосибирской области Владимир Мельников.
На встрече присутствовали: начальник контрольного управления Новосибирской области Денис Рягузов, начальник сводно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Сергей Мартынов, начальник Инспекции ФНС по Кировскому району города Новосибирска Антон Хорошман, начальник контрольно-ревизионного отдела в сфере развития экономики УФК по Новосибирской области Елена Звягинцева, эксперт Законодательного собрания Новосибирской области Тамара Филиппова, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов и другие эксперты.
С приветственным словом выступил проректор по учебной работе НГУЭУ Владимир Ромашин:
– Эффективность мероприятий контроля для нас имеет большое значение, так как НГУЭУ на постоянной основе контролирует качество своей деятельности. Мы очень признательны всем, кто сегодня оторвался от службы ради обсуждения важных вопросов на площадке нашего вуза.
Собравшихся экспертов также поприветствовал декан факультета государственного сектора НГУЭУ Андрей Макарцев. Он отметил, что контроль является связующим элементом всех сфер государственного и муниципального управления, а также необходимым условием функционирования государственного сектора.
С докладом «Эффективность как экономическая категория. Значение трансакционных издержек» выступил заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимир Мельников. Теоретическая часть его работы и результаты нескольких представленных исследований были посвящены экономической сущности понятия эффективности, системе факторов, оказывающих на нее влияние, и проблемам ее корректной оценки на практике. Он отметил, что размытость понятия эффективности контроля может приводить к активизации деятельности контролирующих структур, не способствующей развитию национальной экономики и решению поставленных стратегических задач.
Выступивший одним из идейных вдохновителей круглого стола Денис Рягузов в докладе отметил безальтернативность движения к новой, современной концепции государственного контроля, поскольку смысл контроля не столько в проверке большего числа объектов, сколько в поддержке органов государственного управления при достижении конкретных управленческих целей, как краткосрочных, так и стратегических. Отсюда вынужденно будет меняться и подход к оценке эффективности деятельности контролеров.
Начальник сводно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Сергей Мартынов посвятил свое выступление оценке эффективности государственного финансового контроля. Он отметил, что задачи сокращения административного давления, уменьшения количества проверок и регуляторных требований, стоящие перед государственным надзором, не являются актуальными для государственного аудита. Вместе с тем, задачи развития риск-ориентированного подхода и информационного обеспечения контрольной и аналитической деятельности, безусловно, все более и более актуальны.
О позитивных тенденциях в сфере налогового контроля и повышении качества его организации в Новосибирске в своем докладе сообщил начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска Антон Хорошман. Поскольку налоговые поступления – краеугольный камень формирования государственного бюджета, эффективность работы налоговых служб в значительной мере определяется успешностью его наполнения.
Необходимую глубину обсуждению придали мнения контролируемых государством структур: фирм и государственных заказчиков. Обе эти категории были представлены рядом руководителей соответствующих подразделений, в частности, заместителем главного бухгалтера Центра финансового обеспечения Главного управления МВД России по Новосибирской области Евгенией Злакомановой, заместителем директора по капитальному строительству МУП «Электросеть» Иваном Бородием.
В категориях растущих трансакционных издержек взаимодействия с контролирующими органами проблемы ведения бизнеса пояснил финансовый директор производственно-строительной компании Сергей Захаров. По его мнению трансакционные издержки бывают 3 типов: напрямую влияющие на увеличение затрат, связанные с отвлечением денежных средств из оборота, а также скрытые издержки, связанные с непродуктивным трудом сотрудников предприятия. Причём возникновение этих издержек зачастую никак не связано с добросовестностью бизнеса и соблюдением им прописанных законодательством предварительных формальных процедур.
Одна из ведущих экспертов города Новосибирска по вопросам организации и проведения государственных закупок, заместитель руководителя контрактной службы НГТУ Наталья Сычёва привела пример негативных последствий жесткой системы процедурного и финансового контроля для заказчиков. Она акцентировала внимание на невозможности найма и удержания качественных сотрудников заказчиком в условиях: штрафных санкций, неадекватных по отношению к зафиксированным последствиям нарушений; сложности и ответственности закупочных процедур в условиях постоянно меняющихся правовых норм; более высокой заработной платы и меньшей ответственности при работе на данном рынке поставщиком.
Зарегулированность в системе государственных закупок достигла таких рубежей, что для пришедшего в эту сферу деятельности нового человека издержки входа в профессию становятся непомерно высокими, при этом дополнительная нагрузка по переподготовке ложится и на руководителей контрактной службы. В итоге, десятилетие работы со схожими правилами контроля и закупочными технологиями не приводит к росту профессионализма работающих у заказчика сотрудников, а штат контрактной службы может поменяться за пять лет на 100%.
Подытоживая, участники круглого стола отметили важность выведения проблематики взаимодействия между контролерами и организациями в сферу уравновешенного общественного обсуждения и регулярного привлечения научной общественности и экспертного сообщества к решению актуальных задач государственного управления.