21.01.2019
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, как бакалавры четвертого курса оправдали его ожидания, и что означает слоган университета.
Работа ректора многогранна, необходимо разбираться во всех сферах деятельности вуза, в том числе знать особенности организации образовательного процесса. Для этого я считаю, что и ректор, и проректоры должны преподавать. Я преподаю: читаю одну лекцию в неделю для бакалавров в первом семестре и немного работаю по вечерам с магистрантами. И, конечно, руковожу аспирантами и докторантами. Наблюдать, как меняются студенты, как учатся рассуждать, анализировать происходящие в экономике и в обществе процессы, очень интересно.
Я уже отмечал, что в этом году у меня на курсе «Финансовый рынок и финансовые институты» очень сильный поток бакалавров. Эти студенты уже в самом начале семестра показали себя грамотными людьми с широким кругозором и живым интересом к теме. С ними можно вести профессиональный диалог на тему финансового рынка, его места и роли в экономике, возможности через этот рынок решать экономические проблемы. Как преподаватель я получаю интересные вопросы и могу оценить, что волнует сегодняшнего студента.
Сессия показала, что первое впечатление не было обманчивым. Обычно мой экзамен сдают так: около 15% «пятерок», 20% «четверок» и 40% «двоек». В этом году из 60 человек на пересдачу пойдут всего семь, причем только двое из них получили «двойки», остальные пять человек по разным причинам не сдавали экзамен. Семинары на моем потоке вели очень квалифицированные преподаватели: кандидаты наук, доценты Тамара Александровна Попова и Владимир Сергеевич Мельников. Я думаю, что мы старались обучать на высоком уровне и получили на экзамене прекрасные результаты.
Можно, конечно, предположить, что студентам просто повезло — например, экзамен был проще или я был в очень хорошем настроении, никого не «валил». Но это не так: мой экзамен уже несколько лет проходит в форме компьютерного теста, в котором есть разные типы заданий — задачи, требующие решения, вопросы с вариантами ответа или без них, проверяющие конкретные знания пройденного материала, вопросы на рассуждение и другие. Причем у каждого студента, сдающего экзамен, свой вариант теста — подсмотреть у соседа нельзя! Задания регулярно обновляются. Так что списать результаты на чистое везение студентов не получится. Это действительно сильные группы, хорошие студенты, у которых, я уверен, большое будущее.
Один из слоганов нашего вуза звучит так: «Учиться на себя». У меня иногда спрашивают, что это значит. Я уверен, эта фраза хороша тем, что разные люди могут в ней увидеть разные смыслы. В моем понимании «учиться на себя» — это значит «учиться для себя». Не для мамы и папы, не для бабушки и дедушки. Не отрабатывать ожидания родственников и жизненные сценарии других людей, а осознанно закладывать фундамент своего будущего уже с первого курса университета. Студенты должны понимать, что только от них и их усилий зависит, как сложится их жизнь. Это первое.
Второе. Чего хотят многие молодые люди? Успеха. Вот этот образ — человек уверенно держит руль собственной машины. Для меня эта машина символизирует еще и скорость. Мир динамично меняется и наши студенты должны уже сейчас понимать: чтобы мчать по шоссе на собственной машине, придется учиться всю жизнь, оперативно реагируя на вызовы времени.
Сессия — это, с одной стороны, формальный показатель успешности студента. С другой стороны, ее результаты говорят о том, насколько хорошо он овладел навыком «учиться», который будет так необходим ему в течение жизни.
Желаю всем студентам НГУЭУ сдать сессию на оценки «хорошо» и «отлично», отдохнуть — и с новыми силами во второй семестр!
Я — за осознанное построение жизненной траектории каждым студентом!