06.11.2018
НГУЭУ, Музей Новосибирска и лицей № 22 «Надежда Сибири» выиграли Президентский грант на создание универсального учебно-методического комплекса (УМК) по истории родного края. Этот проект станет первым примером сквозного сетевого курса для школ. Проект «Школьное краеведение» получил грант в размере 470 тысяч рублей, общий объем финансирования проекта составит около 1 млн рублей. Проект также поддержал Департамент образования мэрии Новосибирска.
Основная идея проекта – создание первого в России сетевого мультимедийного курса по истории города, который будет иметь общую часть для всех школ Новосибирска и адаптированный модуль по истории территории, на которой находится школа. В рамках проекта специалистами Музея Новосибирска будет разработан готовый мультимедийный учебный комплекс по истории города. Комплекс будет включать в себя фото и видеоматериалы по истории Новосибирска (в том числе кинохроники и документальные фильмы), карты, основы для исторических квестов и экскурсий, задания для самостоятельных исследований и инструкцию по применению для учителей. Предполагается, что комплексом сможет пользоваться любой учитель истории или обществознания без предварительной подготовки.
На базе НГУЭУ в рамках проекта пройдет повышение квалификации для учителей, которые будут принимать участие в его апробации. Во втором полугодии 2018-2019 учебного года курс будет внедрен в 10 школах разных районов города (в том числе, лицее №22 «Надежда Сибири», школе №165 Советского района и других). Лицей №22 станет методическим центром проекта и базой для адаптации учебных материалов под стандарты школьного образования.
Средства гранта будут потрачены на приобретение новых кинохроник, на их доработку – введение в хронику инфографики, а также на создание и экспертизу заданий для УМК, повышение квалификации учителей и внедрение курса в школах Новосибирска. К июню 2019 года должен быть разработан готовый курс, включающих 18 учебных модулей, обучены не менее 20 педагогов школ Новосибирска, во втором полугодии 2018-2019 обучение на курсе пройдут не менее 3 тысяч школьников города.
– Существует стереотип, что Новосибирск – молодой город, и поэтому он не имеет истории, а значит, не стоит ее изучать, – объясняет смысл проекта директор Музея Новосибирска Елена Щукина. – Однако не самая длинная история нашего города полна уникальными событиями, которые позволяют разрушить у горожан стереотип о «не интересной» новосибирской истории. Мы хотим воспитать первое поколение новосибирцев, которое будет уверено, что его окружает не просто город, а интереснейший исторический мир, где за каждым зданием скрывается яркая история.
Другая задача проекта: помочь приезжим жителям города интегрироваться в его культуру. Новосибирск – город с традиционно высоким потоком мигрантов, до 50% жителей не являются коренными горожанами, это один из самых высоких показателей в России. Школьные уроки по истории города направлены на формирование общего культурного кода для мигрантов и местных жителей, который будет способствовать снятию социальной напряженности.
– Один из трендов развития современных образовательных систем – создание обучающих платформ, которые объединяют несколько учебных заведений, – говорит руководитель проектного офиса «Инновационные образовательных технологии» НГУЭУ Сергей Чернышов. – Платформа – это технологическая, методическая и маркетинговая база, на которой эксперты – авторы образовательного контента – разрабатывают собственные курсы. Курс «Школьное краеведение» – один из примеров, когда лучший экспертный центр по истории нашего города – Музей Новосибирска, НГУЭУ как образовательная платформа и лицей № 22 «Надежда Сибири» как методический центр объединились для создания сетевого курса. Мы исходим из того, что региональный компонент в истории – один из самых важных и, вместе с тем, самых недооцененных элементов школьной программы. И готовое учебно-методическое и технологическое решение по его реализации – хороший первый шаг для отработки технологий сетевого обучения.
Страницу проекта «Школьное краеведение» можно найти на сайте Фонда Президентских грантов.