24.09.2018
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о готовности молодежи инвестировать, факторах, которые не дают этого сделать, и путях выхода из ситуации.
В этом году ко мне на курс «Финансовые инструменты и финансовые институты» пришли очень хорошие студенты. Это небольшой поток, всего четыре группы четвертого курса направления подготовки «Экономика». Эти студенты — очень грамотные люди, от которых я получаю адекватные ответы на свои вопросы, у них достаточно широкий кругозор, чтобы вести с ними профессиональный диалог на темы финансового рынка.
И это не случайность, на мой взгляд, а тенденция: выросло поколение докризисного и кризисного годов рождения, которое учится зарабатывать деньги, в том числе на финансовом рынке. При этом они сами не участвовали в процессах раннего построения капитализма в России, не помнят турбулентность 1990-х годов, не набили шишек, участвуя в финансовых пирамидах. Естественно, у них есть интерес к возможностям финансовых рынков и использованию различных финансовых инструментов. И сейчас важно, чтобы появлялись такие инструменты, которыми молодежь могла бы пользоваться, появились механизмы доведения информации об этих инструментах до населения.
В настоящее время сама финансовая система как никогда динамична, изменения происходят очень быстро. США постепенно утрачивает свое значение как мирового эмиссионного центра, все чаще обсуждаются проекты отказа от доллара как расчетной валюты, начались процессы формирования децентрализованной финансовой системы, появляется огромное количество новых финансовых инструментов. Но население России остается в массе своей финансово неграмотным, чтобы ими воспользоваться, требуются усилия, чтобы научиться разбираться в тонкостях финансового рынка.
В нашей стране более 50% инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных средств хозяйствующих субъектов. Привлечение инвестиций в основной капитал с внешнего рынка капитала является актуальной задачей, но, предприятия не знают, как их привлекать и, как правило, ограничиваются кредитами. Другие финансовые инструменты используются только отдельными компаниями, имеющими грамотных финансовых директоров. В этом смысле у компаний нет заказа на специалистов финансового рынка, а значит, у молодых специалистов нет стремления разобраться, как устроен рынок и как на нем можно заработать.
В тоже время, идея всех российских финансистов с царских времен — это создание механизма, который бы позволил мобилизовать средства населения и вовлечь их в инвестиционный процесс. В советское время была принудительная выдача/продажа государственных облигаций, и население имело возможность открыть вклады в Сбербанке под 1% годовых. Был всплеск активности населения на финансовом рынке, когда формировались пирамиды типа МММ, — тогда были реальные денежные потоки, реальная возможность быстрого обогащения и, как следствие, реальный интерес у людей. По сути, это были типичные венчурные инвестиции. К сожалению, государство в это время не успело перехватить инициативу. Альтернативной пирамидальных схем могли стать паевые инвестиционные фонды (ПИФы), которые могли выйти на этот рынок. Люди начали бы работать с паями, следили бы за своими вложениями и структурой портфелей — и фоне этого в стране резко возросла бы финансовая грамотность. Но государство не успело, пирамиды рухнули, многие потеряли то, что не готовы были терять. Остался горький осадок и негативные ассоциации, как будто финансовые инструменты — это что-то спекулятивное, непонятное, слишком ненадежное, от чего лучше вообще держаться подальше. В итоге, часть населения хранит свои сбережения в банке — трехлитровой, а вовлечь средства в оборот удается пока в основном только через депозиты в коммерческих банках.
И вот сейчас, когда формируется новое поколение владельцев домохозяйств, важно не упустить его. Я говорю своим студентам, что они становятся владельцами домохозяйств, как только начинают жить самостоятельно — пусть и в общежитии, но уже имея несколько источников дохода (стипендия, трансферт от родителей в денежной или натуральной форме, какие-то подработки). У них появляются затраты на текущее потребление (сбережения) и возможности для инвестирования. Уже в студенчестве они могут решать, что делать с этими сбережениями — потратить на новый айфон, инвестировать в себя (книги, образовательные курсы, творческие и спортивные секции и многое другое), организовать свой небольшой бизнес или инвестировать эти средства на финансовых рынках с использованием разных инструментов с целью получения дохода.
При этом, если говорить именно о владельцах такого молодого студенческого домохозяйства, а о не склонных к риску людях солидного возраста, то для них, наверное, не особо привлекательно открытие депозита. Хотя, я знаю, что многие пользуются опциями мобильных банков, позволяющими сделать небольшое вложение на короткий срок и получить условные 100 рублей, которые вроде бы тоже не лишние. Но в большинстве случаев студентам интересны другие проекты — может быть, венчурные, но зато прибыльные. Проблема в том, что информации о таких инструментах, да и самих инструментов в Новосибирске очень мало, и я неоднократно предлагал и предлагаю рассмотреть возможность формирования в Новосибирске финансового центра. Однако даже на уровне высоких чиновников финансовый рынок до сих пор воспринимается как что-то экзотическое, непонятное и значит опасное. Они считают, что внимание нужно уделять исключительно реальному производству. Я уверен, что все ровно наоборот: финансовый рынок должен стать драйвером развития реального производства.
Позитивный момент: в Новосибирской области сейчас формируется программа развития финансовой грамотности, инициаторами этого процесса выступают министерство финансов области и Банк России. НГУЭУ будет активно участвовать в этой программе. В рамках работы нашего проектного офиса «Предпринимательский университет» предусмотрено целое направление по участию в реализации этой программы. Надеюсь, что скоро наши общие усилия будут заметны и дадут плоды.
Я — за развитие финансового рынка и финансовой грамотности!