28.05.2018
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, чего ждать после создания двух министерств, руководящих образовательной и научной деятельностью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были образованы два министерства, которые будут руководить образовательной и научной деятельностью: Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования.
Первое под руководством Ольги Юрьевны Васильевой будет заниматься вопросам среднего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей. Второе возглавил Михаил Михайлович Котюков, в его ведении будут вопросы реализации высшего образования и научной деятельности.
Стоит отметить, что подобное разделение функций уже существовало несколько лет назад, до создания в 2004 году Министерства образования и науки РФ, которое проработало 14 лет. Решение о его создании было принято при формировании нового правительства того периода, предполагалось, что все этапы образовательного процесса должны быть сконцентрированы «в одних руках». В этом был смысл — единая политика, хотя, конечно, каждый из министров, которые руководители Министерством в эти годы, по-своему расставлял акценты в работе, выбирал свой полигон для экспериментов.
Сейчас принято решение вернуться к опыту «до 2004 года» и создать два министерства. Есть в этом решении и плюсы, и минусы.
В чем плюсы? Предполагается, что под руководством Министерства науки и высшего образования может быть создан научно-образовательный комплекс как в целом в стране, так и в регионах. В этом главная предпосылка разделения структур. При этом в России есть своя специфика: если за рубежом научные исследования сконцентрированы в университетах, то у нас главным центром научной деятельности остается Академия наук — изменится ли что-то сейчас, пока не понятно. При этом во многих субъектах федерации учреждений Академии наук нет, либо она представлена на уровне небольших академических институтов. Что там может измениться? В Новосибирске же есть Академгородок, но он всегда позиционировался как единый комплекс с НГУ. Другие вузы, конечно, могут устанавливать взаимодействие с учреждениями Академии наук и такой опыт имеется. Возможно, что в рамках единого Министерства таким процессам будет придан дополнительный импульс.
Например, НГУЭУ сотрудничает с одним из ведущих академических институтов — Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН). ИЭОПП СО РАН и НГУЭУ не просто заключили договор, но мы проводим совместные научные семинары, разрабатываем интеграционную политику. Но сейчас, учитывая установку на создание научно-образовательных комплексов, возможно, наступает этап, когда нужно разрабатывать программу совместных научных исследований и мероприятий. В этом направлении мы тоже, естественно, готовы двигаться.
В чем минусы? Как и всегда при каких-то серьезных структурных изменениях, нас ждут организационные сложности. Так, сейчас программы среднего профессионального образования реализуются не только в самостоятельных учреждениях, но и в вузах — есть колледжи при вузах, а в НГУЭУ, например, программы СПО полностью интегрированы в структуру университета, за них отвечают профильные кафедры. Кроме того, при некоторых вузах функционируют школы, где дети получают среднее образование. Получается, что в новой системе мы должны взаимодействовать не только с Министерством науки и высшего образования, к которому приписаны, но и с Министерством просвещения, отвечающим за эти направления. Какие будут трудности и последствия — пока сложно сказать. Но, есть предположение, что это может отразиться на количестве бюджетных мест по программам СПО — они могут быть распределены в пользу колледжей и техникумов, а вузы, реализующие подготовку по программам СПО, вряд ли будут в приоритете у Министерства просвещения.
Также непонятно, как реализовать популярную концепцию непрерывного образования. Сейчас мы по программам дополнительного образования работаем со школьниками, предполагая, что в дальнейшем часть из них продолжит обучение в нашем вузе. Мы сможем заниматься этой деятельностью в дальнейшем, но может возникнуть новая бюрократическая траектория при взаимодействии с профильным министерством, отвечающим за образование детей.
В целом, сейчас сложно давать оценки и прогнозы, но, конечно, каждый, кто имеет отношение к образованию, задумывается о том, какие нас ждут изменения. Нужно подождать, пока пройдут организационные процессы в министерствах, какие будут конкретные решения. В России и гражданам, и организациям не привыкать преодолевать сложности. Прорвемся и в этот раз!
Я — за системное развитие образования и науки!