07.05.2018
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, что запомнилось на XI съезде Российского союза ректоров.
В конце апреля в Санкт-Петербурге состоялся XI съезд Российского союза ректоров, на пленарном заседании которого выступил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Предыдущий съезд был в 2015 году, вопросов за этот период накопилось много. Поэтому в работе ХI съезда приняли участие примерно 80% всех ректоров России. Работа проходила по пяти секциям, представители которых также выступили на пленарном заседании после Владимира Владимировича Путина и председателя союза ректоров, ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего.
Фото с сайта kremlin.ru
Выступление В.В. Путина, конечно, было самым ожидаемым. Я хочу поделиться тем, что мне запомнилось из выступления Президента РФ.
В.В. Путин регулярно принимает участие в съезде Российского союза ректоров, выступал он и на последнем съезде — в 2015 году. В этот раз от него, возможно, ожидали конкретных цифр (например, по бюджету на образование) или каких-то глобальных заявлений. Но ничего такого не было. Были ли конкретные проблемы, на которые обратил внимание президент?
Аспирантура и наука
Во-первых, на необходимость развития вузовской науки. В частности, он отметил, что в настоящее время только 14% аспирантов защищают диссертации в срок. А если учесть, что молодежь в целом не очень мотивирована поступать в аспирантуру, цифра получается критическая. Еще лет 10-15 назад она была гораздо выше — 25%. Что это значит? Молодые ученые не появляются ни в академической науке, ни в вузах. При этом мы находимся на этапе демографического взрыва: в средней школе сейчас на одной параллели учатся по 5-6 классов, а в младшей эта цифра доходит до 20! Совсем скоро, через 5-10 лет, эти дети будут поступать в вузы — но кто будет их учить? Профессорско-преподавательский состав старшего возраста, имеющий ученые степени и звания, как раз выйдет на пенсию, а на смену прийти практически некому.
Владимир Владимирович Путин отметил, что будет продолжена практика выделения грантов в аспирантуре.
Вообще, к аспирантуре он в своем докладе возвращался несколько раз, поскольку кризис в этой сфере является корнем многих других проблем.
Говорил он и о необходимости формирования актуальных тем диссертаций, которые были бы интересны молодым исследователям, стимулировали их желание написать диссертацию. И тут, по словам В.В. Путина, важен подход вуза. Мы, например, попытались сделать акцент на региональную повестку — и нашим аспирантам это нравится, они понимают, что их работа действительно кому-то нужна. Кроме того, Президент предложил вузам объединяться и создавать научно-образовательные кластеры, как можно больше работать с бизнесом, в том числе и зарубежным — не нужно этого бояться, подчеркнул Владимир Владимирович.
Очень активно на съезде обсуждался вопрос статуса аспирантуры. Было предложено внести изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас в нем написано, что аспирантура является третьим уровнем высшего образования, сообщество ректоров предложило вернуть ей прежний статус, потому что сейчас многие аспиранты пребывают в заблуждении: они думают, что достаточно посещать занятия, как на бакалавриате или в магистратуре, и не уделяют должного внимания написанию кандидатской диссертации. В итоге получают диплом, подобный диплому после окончания магистратуры, и остаются без ученой степени. Это очень важное замечание, надеюсь, оно будет принято к рассмотрению.
Стоит отметить также выступление председателя Российского союза ректоров Виктора Антоновича Садовничего, в котором он обратил внимание на необходимость переосмысления форм подготовки и методов обучения в условиях цифровой экономики. Он напомнил о том, что в советской системе образования была хорошая форма целевой подготовки аспирантов. Так, например, много преподавателей нархоза старшего поколения учились в институте, например, в Новосибирске, затем уезжали в Москву или Санкт-Петербург, поступали там в аспирантуру и защищали диссертацию, а затем возвращались обратно кандидатами наук и получали звание доцента. Сейчас этого нет, кроме того, произошло значительное сокращение диссертационных советов, часто региональным соискателям, не имеющим возможности защитить диссертацию в столицах, в том числе из-за финансовых условий, просто негде защититься недалеко от места жительства или работы.
Общежития
С позиций демографического взрыва Президент затронул и другую проблему, которая волнует большинство вузов России: нехватку мест в общежитиях. Представьте: уже через 5-6 лет огромное количество абитуриентов захочет учиться, поедет в крупные города — а жить им там негде.
Президент сказал, что будет принята специальная программа строительства общежитий.
Наш университет, в частности, имеет все необходимые документы и площадку для современного общежития, поэтому если государство выделит деньги, мы будем рады.
Развитие вузов и господдержка
Еще одна серьезная проблема, которая была затронута президентом на съезде, — это вопросы развития образования. Подходы к ранжированию вузов были подтверждены: сохраняется деление на национально-исследовательские, федеральные, опорные и «прочие» вузы. Есть понимание, что группа лидирующих вузов, получающих большую государственную поддержку, не должна находиться в неизменном состоянии. В ней будут происходить ротации. В основе ротаций как раз то, о чем я говорил недавно в своем блоге, — оценка эффективности вложений. Но относительно тех вузов, которые не попали в список лидеров, никаких предложений не прозвучало. Хотя именно в этой четвертой группе учится максимальное количество студентов.
Здесь, как мне кажется, главная проблема все-таки в позиции государства. Оно является учредителем и, соответственно, оно должно понимать, каким образом тот или иной государственный вуз должен существовать. Что происходит в настоящее время? Например, для экономических вузов почти нет государственного задания на подготовку экономистов, нет государственного задания на социально-экономические исследования, не хватает средств на оплату коммунальных платежей, не говоря о финансировании развития.
Позиция учредителя по отношению к вузам четвертой группы: «Сколько заработаете, столько и можете потратить».
Так, по нашему вузу идет стремительное сокращение государственного финансирования, но мы при этом не сокращаем свой бюджет, он даже немного растет. Выходит, наша деятельность выстроена достаточно эффективно. Я не уверен, что у других вузов так же — и в этом серьезная проблема в отношениях между вузами и учредителем.
Что касается поддержки, то Президент предложил развивать предпринимательские идеи, в частности, одобрил технологическое предпринимательство. Это, на мой взгляд, очень важно. Именно по пути формирования предпринимательского университета идет НГУЭУ.
Я — за реализацию решений Съезда ректоров! С акцентом на внятную государственную политику в области образования.